Алау Адильбаев: Все народы, принявшие ислам, сохранили свой язык и традиции

Традиции и обычаи – это ценности нашего народа, которые издревле передаются от поколения к поколению. Однако можно ли отделить себя от духовного богатства, тесно переплетенного с жизнью казахского народа, рассматривая его традиции с точки зрения религии? Что является целью тех людей, которые порождают в обществе отрицательное мнение касательно традиций нашего народа?


Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, волнующие наших граждан, мы обратились к доктору теологических наук, доценту Алау Адильбаеву.
– Сегодня в социальных сетях люди стали чаще использовать арабское слово «ширк», которое, в принципе, должно исходить из уст религиоведов или религиозных деятелей. В связи с этим вопрос: с чем связано массовое употреб-
ление таких слов, как «ширк», «бидъат», и что это означает?
– В арабском языке слово «ширк» обозначает придание сотоварищей (равных себе) Всевышнему Аллаху и является антонимом слову «таухид». Ширк – это наделение какого-либо существа или творения качеством, присущим Всевышнему Аллаху, и совершение поклонения чему-либо, приписывая ему божественные качества. Это большой и тяжкий грех, и если не совершить покаяние, то согласно аятам Корана и хадисам Пророка (с.а.в) данный грех является непростительным. Поэтому исламские ученые уделяли особое внимание понятию «ширк» и разделяли его на разные категории. Однако в связи с возникновением ваххабитского движения в ХVIII веке область использования таких терминов, как «ширк», «бидъат», стала обширной, и иногда эти слова стали использоваться против мусульман, то есть против людей из уммы Пророка (с.а.в), что в некоторых случаях приводило к кровопролитию. И сегодня данные понятия используются внешними силами как специальное оружие, цель которого – внесение смуты в ряды мусульманской уммы.
Надо отметить, что в нашей стране есть люди, которые обучались религии за рубежом (в частности, в Саудовской Аравии), которые читают проповеди. Те, кто слушают их, говорят, что казахский народ придает Аллаху сотоварищей и не придерживается настоящего ислама, что мусульманская религия неправильно распространена, и т. д. Те, кто слушают эти проповеди, отрицают народные традиции и религиозные понятия. Они не различают эти понятия и неправильно трактуют, тем самым совершают поступки, противоречащие духу ислама. Эти люди под влиянием ошибочных мнений призывают к «очищению ислама от ширка и бидъатов», что в свою очередь несет угрозу единству и согласию нашего народа.
– Не кажется ли вам необходимым рассказать этим людям о значении и пользе тысячелетних традиций нашего народа, их историческом значении с позиции вероубеждения?
– Благодаря тому, что исламская религия нашла свое место в сердцах людей разных эпох и времен, не только арабы, но и многие народы приняли ислам, превратив его в традиционный образ жизни, и внесли свою лепту в его развитие и процветание.
Естественно, и наш казахский народ не остался в стороне, он принял ислам в VIII веке. Об этом рассказывали и до сих рассказывают наши ученые, которые внесли своеобразный вклад в развитие исламской цивилизации. Тот, кто сомневается на этот счет, не знает историю и культуру нашего народа.
Если мы внимательно посмотрим, то увидим, что кроме Корана и сунны шариатом при закреплении правовых норм берутся во внимание общественно-социальные особенности народа. Кроме того, традиции народа, не противоречащие аятам и хадисам, имеют свое продолжение. Факихы при вынесении некоторых решений обращали свое внимание на обычаи и традиции какого-либо народа, руководствуясь данными принципами нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Об этом всесторонне описывается в книгах, относящихся к правовой методологии. Мусульманские правоведы изучили правовую основу таких слов, как «традиция» и «обычай». Если обратиться к древним трудам, особенно рассматривая книги по фикху, то можно увидеть, что традиции и обычаи, не противоречащие канонам ислама, сыграли важную роль в закреплении правовых норм.
Кроме того, наш Пророк (с.а.в) изменил только некоторые правовые нормы, которые были до ислама, а остальные оставил без изменения. В хадисоведении это называется сунной такрири. Сунна такрири – это одобрение нашим Пророком каких-либо действий своих сподвижников без возражений. Это в свою очередь является доказательством того, что традиции и обычаи могут быть основами для шариатских норм. Потому что сунна такрири – это проявление обычаев арабов, которые они соблюдали в повседневной жизни в доисламский период.
Те обычаи, которые не противоречат шариату, распространены среди людей, и их совершения не приводят к тому, что харам называют халялом, а халял называют харамом, являются сахихом, то есть правильными обычаями. К ним относятся отношения между мужем и женой, трата средств на удовлетворение нужд своей семьи, оказание помощи бедным, отношения с соседями, финансовые отношения, не запрещенные шариатом, оставление завещания, назначение наказания в виде «тазир» (выговор) за какой-либо грех, если иной вид наказания не предусмотрен в шариате, и другие обычаи.
А к неправильным относятся те обычаи, которые противоречат природе ислама: употребление спиртных напитков, совершение прелюбодеяния, увлечение азартными играми и другие вещи, не соответствующие как религиозным, так и человеческим нормам. Однако в священном Коране говорится: «Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (сура аль-Хадж, 78 аят). Как мы видим, мусульманские ученые, беря во внимание все основы религии и учитывая положения ислама в общественной жизни, при закреплении правовых норм использовали обычаи, соответствующие их методологии. Поэтому все народы и этносы, принявшие ислам, сумели сохранить свой язык и традиции. Это является доказательством того, что ценности ислама являются общими для всего человечества. По воле Создателя человечество было разделено на разные народы и этносы. Об этом говорится в Коране: «О, люди! Поистине, Мы создали вас из (одного) мужчины [Адама] и (одной) женщины [Хаввы] и (размножив вас) сделали вас (разными)народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (сура аль-Худжурат, 13 аят). Каждый народ отличается от другого не только по цвету кожи, но и благодаря своему языку и традициям.
– Кстати, правильно ли говорят те, кто приравнивает к ширку поклоны невесты при приветствии с целью выражения уважения к старшим?
– В наше время среди некоторых «набожных людей» распространились мнения, что «поклоны невесты являются ширком или харамом», в связи с чем происходит много конфликтов. В итоге наша молодежь, которая с воздыханием смотрит на тех, кто обучался религии за рубежом и слушает их лекции, с опасением смотрит на традиции своего народа. Они говорят: давайте не будем ставить традиции выше религии, что вы будете делать в Судный день, если окажется, что поклоны невесты являлись ширком? Но эти слова ни на что не опираются, у них нет доказательств. В связи с этим на сайтах ДУМК были вынесены фетвы, где наши эксперты подробно ответили на эти вопросы. Однако некоторые молодые люди под влиянием ваххабитской идеологии до сих пор ищут ответы на эти вопросы у своих иностранных «интернет-шейхов», которые элементарно не могут понять обычаи и традиции нашего народа.
Для начала нужно понимать, что поклоны невесты не могут быть ширком, так как не являются проблемой, связанной с акидой. Потому что земной поклон ангелов Адаму, а также земной поклон, совершенный братьями пророку Юсуфу, не являются приданием Аллаху сотоварища. Если бы поклон являлся ширком, то Аллах не приказал бы ангелам совершить поклон Адаму. Кроме того, пророк Юсуф запретил бы совершать поклон своим братьям. Как мы до этого говорили, все пророки призывали к единобожию. Поэтому то, что предыдущие пророки не считали ширком в вопросах акиды, также не является ширком в нашем шариате. В связи с чем данный вопрос относится не к акиде, а к разделу шариата относительно халяла и харама.
Когда сподвижник Муаз ибн Джабаль (р.а) вернулся из Сирии, он совершил земной поклон перед Пророком (с.а.в), который спросил: «Что это, о, Муаз?». Муаз сказал: «О, Посланник Аллаха, я видел, как христиане приветствовали своих монахов, и они передают это действие от своих пророков». Пророк (с.а.в) сказал: «Это ложь. Если бы я повелел совершать земной поклон кому-либо, то я приказал бы женщине совершить земной поклон своему мужу по причине величия его прав пред ней. Эй, Муаз, ни к кому, кроме Аллаха, не совершается саджда» (Ат-Тирмизи, Рада, 10, Абу Дауд, Никах, 40. Ибн Мааджа, Никах, 4).
Как мы видим, здесь запрещается делать земной поклон (саджда). В связи с чем поклон невесты, совершаемый при приветствии, не относится ни к саджде, ни к рукугу (поясной поклон), совершаемых в целях поклонения. Поэтому нет весомых доказательств, чтобы можно было назвать данное действие харамом.
– Таким образом, вы говорите, что данная тема не относится к вопросу акиды?
– Естественно, это бытовой вопрос, который не относится к акиде. Такие бытовые вопросы решаются согласно традициям каждого народа. Это является одной из причин того, что некоторые проблемы исламского шариата имеют несколько решений. Ведь каждое деяние оценивается в зависимости от намерения. Например, если вы читаете намаз для того, чтобы люди увидели это, ваше поклонение превратится в грех. А если вы будете выполнять даже такие простые вещи, как принятие пищи, сон, согласно Корану и сунне, то Аллах вознаградит вас савабом. В связи с этим поклон невесты, совершаемый при приветствии с целью выражения уважения, не является поклонением.
Поклон невесты – это признак веры, учтивости, благородства казахского народа. Данный обычай указывает на то, что наш народ умеет проявлять уважение к старшим и младшим вне зависимости от возраста. Обидно, что по причине своей религиозной безграмотности некоторые «набожные люди», говоря: «надо поклоняться только Аллаху», не могут различить поклонение от проявления уважения. Они забывают об уважении к людям, проявляя гордость. Мусульманин должен выработать в себе благой нрав. Ведь именно это являлось основной целью последнего Пророка (с.а.в). Вера (иман) нуждается в поклонении, а поклонение нуждается в благом нраве.
Да, шейхоподобные личности неохариджизма и ваххабизма хотят, чтобы казахский народ, который получше их разбирается в исламе, который превратил его в основу своих традиций и обычаев, который оставил свой след в развитии исламской цивилизации, забыл про свою национальную идентичность. Поэтому они называют нас «мушриками», «заблудшими» и приравнивают наши обычаи к «бидъату», запрещая совершать их. Поэтому мы должны приложить максимум усилий, чтобы противостоять распространению их идеологии, являющейся угрозой нашему единству, национальной идентичности и государственности среди нашей молодежи. Мы должны чаще останавливаться на своей мусульманской идентичности при написании казахской истории, при написании истории религиозных деятелей и трактовке их религиозных мыслей.

Гульмира АЙМАГАМБЕТ