Автобусов много не бывает

И речь здесь о совокупности всего общественного транспорта (ОТ) Алматы – автобус, троллейбус, метро


 

А вот трамвая и легкорельсового транспорта (ЛРТ) нет. Первого – уже, второго – пока. Значит, будем говорить со специалистами Управления городской мобильности о том, что есть. И главное в нашем разговоре – тезис о системе новых мер по решению основных проблем по принципу «Город без окраин», программы, включенной акимом города в карту первоочередных действий городского акимата.
Но для начала мы обратились к члену Об­щест­венного со­вета Мурату Абдушкурову с вопросом:
– Как часто горожане жалуются на работу общественного транспорта?
– Не просто часто, а очень часто получаем мы претензии как к водителям автобусов и троллейбусов, так и к руководству предприятий-перевозчиков.
– Но вроде бы за последние два года автопарк ОТ в Алматы увеличился в разы…
– Тем не менее, как показывает анализ состояния пассажирских перевозок, числа подвижного состава пока что не хватает, и особенно в утренне-вечерние часы так называемого пика пассажиропотока. Некоторые издержки происходят из-за недисциплинированности водительского состава. Вот две наиболее часто звучащие претензии: недоезд автобусов и троллейбусов к остановочному комплексу – речь о первой машине в общем потоке, из-за чего движущиеся за первым автобусом останавливаются далеко от основной массы пассажиров. Почему так происходит? Элементарное неуважение водителей к пассажирам и друг к другу. Вторая претензия – невключение кондиционеров. Причина та же. Корень ее – экономия горючего. А почему так происходит? Жажда прибыли затмевает умы, и люди забывают про принцип разум­ной достаточности. Значит, надо совершенствовать систему тендеров на маршруты. И, конечно же, пока что не обеспечены в должной мере транспортом, именно в количественном его выражении, вновь присоединенные районы и спальные микрорайоны старого города.
В Управлении городской мобильности, что занимается развитием общественного и альтернативного транспорта, строительством и ремонтом автомобильных дорог, нам рассказали, что в рамках транспортной реформы была проделана огромная работа по развитию общественного транспорта, строительству новых развязок и дорог на окраинах города.
– Алматы – город, который во многом требует особых подходов, – считает руководитель этого управления Сагындык Телибаев. – Инфраструктура мегаполиса развивается все быстрее, следовательно, возрастает и численность населения. Все это требует от нашего управления еще большей концентрации на обес­печении мобильности горожан. Мы стремимся к тому, чтобы горожанам было максимально комфортно жить и передвигаться по городу.
Да, действительно, развитие общественного транспорта в Алматы на особом контроле. Оно и понятно, в наш бурно развивающийся период «быстрые ноги» нужны всем. И вот вам справочный материал: регулярные городские автомобильные перевозки пассажиров осуществляют 14 автопарков, для обслуживания населения на линию ежедневно выходят до 1622 автобусов и троллейбусов. Организовано 209 маршрутов, в том числе городских – 117 (108 автобусных, 8 троллейбусных, 1 метро).
– Городом с 2017 года по настоящее время закуплено 958 единиц новых современных автобусов, – поделился наработками Сагындык Телибаев. – В этом году запланирована покупка еще 428 автобусов (ТОО «Алматы­электротранс» – 200 единиц и частными перевозчиками – 228 машин). В текущем году уже приобрели и запустили на маршруты 172 новых автобуса. До конца года планируем закупить еще 416 автобусов. Если сравнить с тем, что было два года назад, увидим, что обновление подвижного состава составляет 80% (1285 автобусов).
Организовано 13 новых городских маршрутов. Перечислю их: № 1, 8, 26, 40, 46, 68, 77, 98, 102, 117, 125, 201, 205,). И 6 новых маршрутов в пределах Алматинской агломерации: № 202, 203, 209, 210, 211, 212.
Сравните следующие показатели.
Регулярность курсирования сейчас достигает 90%. Ее рост за три года составил 17% (в 2017 г. было 73%). По троллейбусным маршрутам – 100 %.
Пассажиропоток доведен до 311,3 млн пассажиров (в 2017 г. было 220 млн), из них: 266,1 млн (85%) в автобусах, 14,7 млн (5%) в метро, 30,5 млн (10%) в троллейбусах.
Завершен и запущен первый этап системы скоростного автобусного транспорта БРТ протяженностью 7,7  км.
Теперь экономия времени в пути пассажира по линии БРТ сократилась до 40%.
Ведется проектирование 2-го этапа коридора БРТ протяженностью 22,4 км, запуск которого запланирован на 2021 год.
Количество маршрутов по ул. Тимирязева равно 18. Здесь курсирует 321 ед. подвижного состава, в том числе 14 автобусных и 4 троллейбусных маршрута.
В системе электронной оплаты проезда «ОҢАЙ» проведено более 700 млн транзакций. Доля безналичных оплат составила 98%.
Ежедневно в будние дни жители города совершают более 1,2 млн поездок (в выходные дни – 800 тыс.). Только за первое полугодие 2019 года алматинцы и гости мегаполиса совершили свыше 180 млн поездок, что на 20% больше, чем в аналогичный период прошлого года.
«Боль наша» – пригородные перевозки
– Ежедневно по 61 пригородному маршруту курсируют 596 автобусов, которые обслуживаются 13 автопарками. Однако количество людей, пользующихся услугами пригородных маршрутов, неизвестно. Качество обслуживания пассажирских перевозок низкое.
Основными проблемными вопросами являются 100-процентная изношенность автобусов и отсутствие электронного билетирования, единой диспетчерской службы и системы субсидирования.
Именно на эти участки сейчас направлены наши усилия по поиску приемлемых форм взаимосотрудничества с областными коллегами.
А это – новые вопросы, более приземленные, но не менее тревожащие горожан.
Ольга Придчина: «Посчастливилось» мне проехаться на 92-м маршруте. От поездки получила неизгладимые впечатления! Уважаемый акимат Алматы, или меняйте подрядчика на обслуживание данного маршрута, или научите работать нынешнего! Если это не поможет, тогда меняйте чиновников, которые отвечают за работу общественного транспорта. Пообщавшись с другими пассажирами, не услышала ни одного хорошего слова об этом маршруте. Между автобусами большой интервал, за время ожидания проходит по несколько автобусов других маршрутов. Автобусы без кондиционера, что в битком набитом автобусе в такую жару становится для пассажиров настоящим испытанием. Люди с тревогой ждут возвращения отпускников, студентов и школьников – тогда влезть в этот чудо-маршрут шансы еще уменьшатся. Ну и отдельная тема, что это идеальный рассадник для карманников. Аэропорт является конечной остановкой 92-го маршрута, и прилетающие с удовольствием садятся в пустой автобус, но на этом все удобства для них заканчиваются. Видели бы вы лица гостей нашего города, воспользовавшихся этим маршрутом! Наблюдала, как женщина с ребенком пыталась понять, где автобус едет и какая остановка, так как они не объявляются! Камшат Маман: «Утром постоянно такая давка, особенно когда студенты едут. Если бы еще все автобусы с интервалом в пять минут ездили!
На Тимирязева на остановке есть электронное табло, где видно, какой едет автобус и через сколько минут он будет на остановке. Почему не сделать на всех остановках? Удобно же пассажирам!»
Виталий Смит: «На Толе би автобусов много. Ездят часто. Но утром в каждом такая же история – давка! Нужен скоростной трамвай на 5–6 вагонов! С интервалом не реже 10 минут!»
Инна Руслякова-Куприянова: «118-й автобус битком и без студентов!»
Юра Цибулин: «Вечер 21 июля. Из аэропорта не могу проехать в микрорайон. Сразу три автобуса идут в парк. Это в субботу и воскресенье. Кроме того, и № 86 тоже уходит в парк...»
Сержан Абдуваис: «Ерлан Аукенов обещал обновление на 92-м маршруте в конце июля. Но не уточнил, в июле какого года…»
Блок вопросов на тему «Почему водители не включают кондиционеры?» – самый громоздкий. Впрочем, можно несколько расширить смысл: зачем покупали машины с кондиционерами, если включать их никто не собирается?
Ответы на ваши вопросы получились вот такими – читайте.
– В настоящее время правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом не регламентируется применение кондиционеров в общественном транспорте.
Согласно ст. 13 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте Республики Казахстан» разработка норм правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом входит в компетенцию уполномоченного органа, то  есть Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
Однако акиматом города рекомендуется перевозчикам закуп новых автобусов с кондиционерами. В частности, в городе в настоящее время 529 автобусов оснащены кондиционерами.
– Электронные информационные табло в пилотном режиме были установлены по линии БРТ ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» за счет собственных средств. За счет местного бюджета установка таких табло в 2019 году не предусмотрена.
Добиться большего и конкретного от Управления мобильности мы не смогли. И здесь, как говорится, без комментариев!


Василий ШУПЕЙКИН