Мобильная ТАКСИкомания

Зачем, в Алматы пришли Электронные такси?

Мегаполисы, развивающиеся по траектории «умного города», на первое место ставят комфорт, безопасность и мобильность. Заставить отвечать ключевым требованиям транспортную сферу – на это, уверены урбанисты, высокие технологии должны быть направлены по умолчанию. Алматы тоже внял транспортным инновациям, став городом «умного такси»: вызвать машину теперь можно парой кликов на смартфоне. «Вечерка» сравнила, где дешевле и быстрее


Чао, «бомбила»
Алматы сделал очередной уверенный рывок к статусу «города, комфортного для жизни и бизнеса», способный перевернуть взаимоотношения мегаполиса и жителей. Концепция «умного города» перекроила под пассажирские потребности не только систему общественного транспорта, но теперь и городского такси. Алматинский таксорынок пришли покорять мировые гиганты – мобильные сервисы по вызову водителя Uber и «Яндекс.Такси». Горожане уже почувствовали обещанные безопасность, экономию и комфорт, а местные «бомбилы» – удар по кассе, ведь голосующих на обочине все меньше. Однако безработицу службы такси нового поколения плодить не собираются. Теряющим клиента частным извозчикам предлагают новые вакансии. «Умное такси» обещает стать выгодной альтернативой личному автомобилю и вызову машин «с телефона», а также отучить от опасной привычки «ловить мотор». Плюс ко всему ноу-хау разгрузит улицы от машин, очистит воздушный бассейн и поможет вернуть город пешеходам.
Впрочем, интернет-агрегаторы по вызову такси, правда, с менее весомым списком преимуществ, алматинцам уже знакомы. В марте прошлого года первую революцию на городском рынке пассажироперевозок развернул мобильный сервис inDriver. Популярным приложением для смартфонов, позволяющим в считаные секунды оформить заказ без звонка оператору, сегодня можно воспользоваться в 15 городах Казахстана. Десятки тысяч постоянных клиентов водители inDriver имеют и в России, Кыргызстане, Армении и Узбекистане. Удобную программу можно скачать бесплатно, а отличают ее отсутствие единой диспетчерской и механизм микротендеров. Иначе говоря, пользователь обозначает маршрут и сам называет цену, далее выбирая водителя из всех откликнувшихся на заказ. Однако в апреле этого года у водителей, работающих на inDriver, и самих пассажиров приложение вдруг перестало загружаться. Ограничение доступа к сервису в Министерстве по инвестициям и развитию объяснили нарушением Закона РК «Об автомобильном транспорте» со стороны компании. Однако возмущались пользователи недолго: на данный момент такси, тариф которому клиент назначает сам, работает исправно.
Uber пришел к алматинцам 

Но сколько бы комфорта ни привез с доставкой на дом inDriver, настоящий переворот городская ниша такси испытала месяц назад с открытием филиала самой модной и стремительно растущей службы такси в мире Uber. Покорять Казахстан самый дорогой в истории Интернета мобильный стартап с предварительной оценкой в 41 миллиард долларов начал еще в июне в Астане. Только за первую неделю работы столичному филиалу Uber удалось сократить скорость вызова такси менее чем до пяти минут. Домашняя версия мирового бренда теперь есть и у алматинцев, которые тоже ждали этого события с нетерпением. У одних успех Uber был просто на слуху, а другие успели оценить сервис за пределами родины, прежде чем он успел прийти в город. География одного из крупнейших в мире сервисов для вызова такси впечатляет и говорит сама за себя: более 480 городских представительств в 70 странах. Принцип работы Uber, по большому счету, схож с inDriver, однако имеет и кардинальные отличия, они же преимущества. Так, Uber использует только безналичный расчет картой, кроме того предъявляет жесткие требования как к водителям, так и к самим авто. Транспорт непременно должен быть на уровне комфорт-класса.
Официально о готовности принимать заказы по Алматы компания Uber объявила на V инновационном форуме «Алматы – город, комфортный для жизни и бизнеса». Представители бренда подписали меморандум о сотрудничестве с АО «Центр развития города Алматы» и инновационным кластером Almaty Tech Garden. Стороны обсудили основные направления развития цифровой экономики в стране и подчеркнули, что платформа Uber представляет собой безопасную, надежную и доступную альтернативу, дополняющую существующую транспортную систему города. К слову, Казахстан стал первым государством в Центральной Азии, где появилось знаменитое приложение.
– Всего за месяц Алматы стал вторым городом в Казахстане, где появилось приложение Uber. Теперь и алматинцы смогут передвигаться по городу одним касанием экрана смартфона,

Алексей Стах

– сказал регио­нальный менеджер Uber по СНГ Алексей Стах в день презентации проекта в Алматы. – Доступность поездок на Uber сделает приложение реальной альтернативой личному автомобилю. Кроме того, работа платформы Uber в городе даст новые экономические возможности тысячам водителей, которые ищут дополнительные источники дохода, и повысит качество и прозрачность индустрии пассажирских перевозок в целом.

В честь запуска алматинский Uber подарил жителям и гостям города четыре дня абсолютно бесплатных поездок. Стандартные тарифы сервиса выглядят следующим образом: 170 тенге за подачу автомобиля, 40 тенге за километр и 5 тенге за минуту. Так, стоимость поездки от Арбата до площади Республики составит около 400 тенге. Маршрут от Театра драмы им. М. Ауэзова до парка им. 28 гвардейцев-панфиловцев обойдется в 416–499 тенге, а добраться от Центрального парка до цирка можно будет за 458–555 тенге. Стоимость поездки из любой точки города в аэропорт составит 2500 тенге, такова же цена и за трансфер на «Медеу».

Как работает Uber Первое, о чем думает садящийся в такси человек, это потребность в безопасности. Uber может похвастать абсолютной прозрачностью всех этапов вызова автомобиля. Перед запуском приложения необходимо включить мобильные геоданные для определения местоположения. На карте пользователь указывает пункты отправления и назначения. Далее система рассчитывает стоимость поездки по заданному маршруту. Если тариф удовлетворяет, можно нажать кнопку заказа. О новой заявке оповещают ближайшего к местонахождению клиента водителя.

Как только заказ подтвержден, пассажир получает полную информацию о том, кто поведет машину. На экране смартфона отображаются фото, имя, контакты и текущий рейтинг водителя, а также марка и госномер авто. И никаких наличных при расчете за поездку: необходимая сумма снимается с карты. Расчеты Uber с партнерами тоже происходят по безналичному расчету, что гарантирует прозрачность и подотчетность. Перед подключением к платформе водители должны представить справку об отсутствии судимости. Также пользователь может связаться с водителем напрямую через приложение, а еще оповестить о намеченном маршруте своих близких. Таким образом, есть возможность наблюдать за перемещением пассажира в режиме реального времени. По окончании поездки клиенту отправляют отчет с информацией о месте подачи автомобиля и пункте назначения, данными о водителе и, конечно, счет. После каждой поездки пассажир и водитель оценивают друг друга по шкале от 1 до 5. Местная служба поддержки внимательно следит за оценками и комментариями. Если рейтинг водителя падает ниже определенной величины, он автоматически отключается от системы.
Партнерами Uber могут стать только индивидуальные предприниматели и юридические лица. Компания выдвигает претенденту на позицию водителя целый список требований, включая справку об отсутствии судимости, свидетельство о регистрации юридического лица или ИП, а также страхование ответственности перевозчика перед пассажиром.
– Всех волнует безопасность. Заказывая автомобиль через приложение, вы знаете, что за водитель к вам едет и какой будет подан автомобиль. Соответствующую информацию пользователь получает через приложение. Все водители проходят у нас очень строгий отбор, – добавляет Алексей Стах.
К автомобилю тоже есть жесткие предписания: он должен быть не старше 2009 года, без логотипов и любого цвета, кроме желтого. Что касается брендов, допущенных к алматинской платформе, то Uber называет только иномарки – Toyota Camry, Hyundai Accent, Kia Rio и другие. Машины по умолчанию должны быть в отличном техническом состоянии. После адаптации в Алматы и Астане Uber планирует запуститься и в других городах республики. В компании отмечают, что набирающей популярность платформе интересны все города с населением более 500 тысяч человек. По прогнозам разработчиков, в недалекой перспективе Uber-такси покорит десятки тысяч алматинцев, которым чувства комфорта, безопасности и сравнительная дешевизна навсегда отобьют желание голосовать на дороге.
Электронная коммерция еще не принесла на казахстанский таксорынок продукт, который Uber сочла бы своим конкурентом. Компания не считает себя монополистом, но признается, что с кем – а больше с чем – «умное такси» действительно соперничает за клиента, так это с личным автомобилем.
– В мире зарегистрировано более миллиарда автомобилей, но мы считаем, что это один из наиболее неэффективных активов. В среднем автомобиль используется всего на четыре процента своего потенциала. Остальное время он простаивает на парковке. Не секрет, что вместе с затратами на покупку машины автовладелец несет затраты по его обслуживанию, страховке и ремонту, – отметил генменеджер.
«Яндекс» и Uber –
не одно и то же
И все же конкурент у Uber, пожалуй, появился. Не прошло и месяца с момента запуска одноименного приложения, как в нише городского такси следом появляется еще одно говорящее имя – «Яндекс.Такси». Меморандум о сотрудничестве подписан между одноименной компанией и АО «Центр развития Алматы». Сервис также позволяет быстро найти машину с водителем без единого звонка, но с экономией для кошелька. Алматы стал третьим зарубежным рынком для сервиса, создавшего за пять лет представительства в 20 городах России, а также в Минске и Ереване. В общей сложности к сервису подключено более 70 тыс. автомобилей из приблизительно 600 таксопарков и диспетчерских. Главным потребителем «Яндекс.Такси» остается Москва. Рынок такси в российской столице эксперты оценивают в 60 миллиардов рублей, доля сервиса – 50 процентов.
В отличие от Uber «Яндекс» зашел в Казахстан не со столицы. Кардинальное отличие в том, что компания не конкурирует, а сотрудничает с городскими таксопарками, которые, доказывают разработчики успешными примерами, окажутся только в выигрыше. Участников рынка никто не вытесняет. Напротив, симбиоз с мобильной платформой даст возможность расширить, реструктурировать и оптимизировать бизнес. Многообещающая перспектива позволит таксопаркам закупать больше машин, привлекать больше водителей и, соответственно, больше зарабатывать.
Несмотря на внешнее сходство «Яндекса» и его предшественника, уже успевшего отхватить постоянных клиентов, программы отличаются в главном: через Uber пользователь заказывает машину с частным извозчиком, через «Яндекс» – официальное такси, и в последнем оплата пока принимается только наличными.
– Мы хотим сделать самое быстрое и доступное официальное такси в Алматы. Наши технологии это позволяют. Оптимальное распределение заказов помогает свести к минимуму время подачи машин и простоя водителей. А это, в свою очередь, снижает себестоимость поездок,

Тигран Худавердян

– пояснил генеральный директор «Яндекс.Такси» Тиг­ран Худа­вер­дян. – Мы также внимательно относимся к качеству услуг, поэтому у нас высокие требования к работе водителей и состоянию машин.
Алматинцам программа доступна на казахском, русском и английском языках. На момент старта к сервису было подключено 150 машин из девяти таксопарков города. Срочные заказы «Яндекс», как и аналогичные сервисы, адресует водителям, находящимся ближе к клиенту. Время подачи такси варьируется от 5 до 10 минут. За приближением машины можно наблюдать на карте в смартфоне, а телефон водителя и номер машины приходят по СМС. Тарифы следующие: первые два километра обойдутся в 100 тенге, далее – 50 тенге за каждый. В ближайшее время пользователям станет доступна и оплата банковской картой.
– Алматинский рынок такси достаточно развит, работают здесь как крупные, так и мелкие игроки. По прилете в аэропорт Алматы я увидел на стоянке такси несколько разных сервисов, – добавил Тигран Худавердян. – То есть как таковой монополизации и чрезмерной регуляции нет, и это важно. Например, в Стамбуле рынок настолько зарегулирован, что повсюду ездят одинаковые такси и цены у всех одинаковые. Здесь же – реальная конкуренция.
Инвестиции в казахстанский проект у «Яндекс.Такси» пока минимальны – экономить, по словам руководства компании, позволяют универсальные технологии. На стадии запуска, говорят эксперты, нужны не столько финансовые вливания, сколько налаженные партнерские отношения с местными таксопарками. Основным назначением инвестиций будет маркетинг.
– Мы сильно недооценили рынок городов типа Алматы. В таких городах очень дешевое такси, но частотность поездок в разы больше, чем в более крупных. Если рассчитать на душу населения, то в таком городе, как Алматы, один житель в среднем тратит на такси больше денег, чем москвич, – рассказал гендиректор компании. – Все дело в низкой цене, которая стимулирует большое количество поездок. Чем больше развита транспортная инфраструктура, тем больше людей пользуется такси. К примеру, в Москве средний чек – 10 долларов, в Екатеринбурге – 1,5 доллара. При этом дневная выручка одного водителя больше, чем в Москве.


Как работает
«Яндекс.Такси»


У сервиса жесткая система контроля за состоянием автомобилей. Так, водители регулярно присылают фотографии машины в разных ракурсах, чтобы показать готовность авто к выходу на линию. Каждые три дня – снимки под 15 разными углами. Работу водителей, как и в Uber, оценивают сами пользователи. На основе этих оценок формируется рейтинг таксистов, влияющий в конечном счете на распределение заказов. Для координации работы водителей используется программное обеспечение «Яндекс.Таксометр». Через него принимаются заказы, определяется стоимость поездки и отслеживается собственный рейтинг. В таксометр встроен навигатор с подробной картой и данными о пробках. «Яндекс» следит за актуальностью карты и еженедельно ее обновляет. Сделать заказ можно в мобильном приложении «Яндекс.Такси» или на сайте taxi.yandex.kz.
В планах «Яндекса» дальнейшая экспансия в ближнее зарубежье. На два зарубежных рынка – Белоруссии и Армении – удалось выйти быстрее чем за месяц. До конца года сервис рассчитывает на запуск для жителей Грузии, а также открыть представительства в Прибалтике – в Риге и Таллине. По итогам первого квартала этого года чистая выручка онлайн-сервиса «Яндекс.Такси» составила 445 миллионов рублей, а это почти втрое больше в сравнении с аналогичным периодом 2015-го.


Марина ПЕСТРЯКОВА

 

Для кого Uber в чёрном списке?

Несмотря на общий фон ошеломляющей популярности, репутация сервиса такси Uber далеко не безупречная и в некоторых странах он даже запрещен. В прошлом году имя компании очернил водитель Uber в Нью-Дели Шива Кумара Ядава, изнасиловав свою клиентку. Виновный смог скрыть свое криминальное прошлое и устроиться в Uber по поддельным документам. Надругавшийся над пассажиркой водитель приговорен к пожизненному заключению, и это моментально перекрыло кислород индийскому Uber. Власти Нью-Дели приняли решение закрыть представительство и заблокировать приложение на территории города. По некоторым данным, в любом случае у компании не было разрешения на оказание услуг по пассажирским перевозкам, также нарушались правила работы коммерческого транспорта.
До этого инцидента сервис по поиску водителей-частников Uber уже запретили десятки городов по всему миру. Основной причиной запрета источники называют отсутствие у компании лицензии на частный извоз и ее отказ платить налоги. Претензии в адрес компании по разным поводам посыпались в Берлине, чуть позже поместил Uber в черный список и Рио-де-Жанейро. Запрету Uber в Рио предшествовали демонстрации таксистов, обвинявших сервис в недобросовестной конкуренции. А неделю назад действие сервиса Uber приостановили в Венгрии. Причиной послужил новый закон, позволяющий властям блокировать работу поставщиков услуг такси через Интернет без лицензии.