Строго по расписанию

Транспортный холдинг Алматы показал работу обновленного центрального диспетчерского управления


В просторном зале, оснащенном компьютерами, видеотабло и электронными схемами, в режиме онлайн трудятся десятки диспетчеров.

– Диспетчерское управление у нас работает с 2010 года, и в основном оно занималось мониторингом работы автотранспорта, – говорит исполняющий обязанности директора Транспортного холдинга Садир Хамраев. – Все проблемы фиксировались, но у нас не было полномочий вмешиваться в данный процесс. Сегодня в рамках реформирования транспортной системы аким города поручил нам заниматься управлением пассажирским автотранспортом. И мы начинаем работать в тестовом режиме, в новом для всей нашей республике формате. Теперь наши диспетчеры могут звонить водителю и контролировать процесс в соответствии с утвержденными акиматом графиками и расписанием.
Функции диспетчера, по словам Хамраева, многогранны и весьма непросты. Работать нужно круглосуточно, так как именно в ночное время в транспортных парках осуществляется подготовка подвижного состава. Все данные о маршрутах обрабатываются и заносятся в автоматизированную систему диспетчерского управления. На основании этих базовых данных и осуществляется контроль и регулирование транспорта непосредственно на маршрутах. Главная задача диспетчеров центрального управления – отслеживать, чтобы транспорт ходил вовремя, соблюдал интервал движения, не нарушал правил скоростного режима, подолгу не стоял на остановках. Электронная система учитывает все эти нюансы, а затем специалист через специальное устройство «помощник водителя» дает определенные команды. Например, водитель отстал от графика, или не вовремя вышел из отстоя, или, возможно, случилось ДТП и ему требуется объехать проблемный участок дороги без всяких задержек. В этом случае диспетчер имеет возможность отрегулировать схему движения маршрута.
– Наши водители и парки никогда раньше не действовали в подобном формате, – продолжает разговор Хамраев. – Они не привыкли к тому, что за ними кто-то следит, да еще и дистанционно дает поручения по громкой связи. И потому основная цель управления автотранспорта – объяснить, для чего внедряется новая система, и обучить водителей работать с ней.
Проект работает в тестовом режиме и охватывает 8 маршрутов, 120–130 автобусов, которые в основном обслуживает ТОО Green bus. До конца года проект охватит всю автобусную сеть.
Транспортным потоком в одной смене управляет 12 диспетчеров. Всего в штате специалистов данной профессии будет 32. На каждого диспетчера в среднем придется по четыре маршрута.
Но пока настоящих профессионалов своего дела здесь единицы. Диспетчеров здесь готовят в специальной школе. Сейчас 10 человек проходят стажировку и практически столько же не прошли отбор. Ответили всем предъявляемым требованиям лишь трое.
Заработная плата диспетчеров в зависимости от загрузки составляет от 80 до 110 тысяч тенге.
– Работа у нас непростая: в режиме онлайн нужно наблюдать за всеми отклонениями в маршрутах, – говорит диспетчер Елена Умекенова. – Поэтому от нас требуются внимательность и ответственность, коммуникабельность и способность моментально дать правильную консультацию водителю. Конечно, важны навыки работы с компьютером, какие-то аналитические способности. Также важно умение оперативно реагировать и принимать решения по той или иной ситуации. Диспетчер должен поставить себя таким образом, чтобы его распоряжения выполнялись. Задача должна быть четко сформулирована, а замечания – делаться по существу.
Елена 20 лет проработала в «Алматыэлектротрансе», но в связи с сокращением ей пришлось переквалифицироваться.
– Столкнулась с тем, что водителей очень трудно научить работать по расписанию. Они привыкли ездить в свободном интервале – так, как им удобно. Сейчас мы их элементарно приучаем к порядку. Каждый автопарк снабжает всех водителей четким расписанием. У них есть три контрольные точки для ориентира. Это важно, чтобы понять, отстает он либо слишком торопится. Наша цель – приучить водителей к регулярности. За три месяца, что мы работаем в пилотном проекте, уже есть определенные сдвиги, – говорит Елена Умекенова. – На мой взгляд, водителям должны платить прежде всего за культуру обслуживания, выполняемость рейса, отсутствие ДТП, регулярность. Я застала еще то время, когда горожане звонили нам не с жалобами, а с благодарностью за работу того или иного маршрута. Хотелось, чтобы и сейчас ситуация стала такой же.
Пользуясь случаем, мы донесли до руководства Транспортного холдинга просьбу читателей «Вечерки» запустить автобусный маршрут по ликвидированному трамвайному маршруту № 4. Также алматинцы жалуются на то, что подолгу приходится стоять на остановке, дожидаясь автобуса № 112, который запущен по также ликвидированному маршруту трамвая № 6.


Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ
Фото Сергея Ходанова