Народный артист

Не стало актера Ментая Утепбергенова.

27 02
Его называли мастером эпизода, он снялся в 60 фильмах и сыграл представителей 17 национальностей. Актер был востребован на родине, в ближнем и дальнем зарубежье, его приглашали в свои картины классики кинематографа Петр Тодоровский, Леонид Гайдай, другие именитые кинорежиссеры. 
Ментай Утепбергенов начинал трудовую карьеру механизатором, а затем любовь к искусству взяла свое. он поступил в цирковое училище, успешно его окончил, а затем подал документы во ВГИК. Тогда курс набирал прославленный актер Борис Бабочкин, известный по роли Чапаева в одноименном фильме. На вступительных экзаменах молодой казахстанец, уже прошедший цирковую школу, показал, что ему доступно многое. Он мог не только перевоплощаться в разные образы, но и обладал навыками и каскадера, а также актера-мима. Бабочкин оценил способности абитуриента из Казахстана и принял к себе на курс.
После окончания ВГИКа Ментай Утепбергенов вернулся на родину, активно включился в творческую работу, много снимался в кино, это были эпизодические роли, но они запоминались зрителю.
– В кино Ментай Утепбергенов был разным, он не повторялся, в этом и заключался секрет его популярности, – подчеркнула киновед Раушан Оспанова.
В конце восьмидесятых на Утепбергенова обратил внимание классик советской кинокомедии Леонид Гайдай. Он снимал картину «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Комедиограф пригласил казахстанского актера на беседу и во время этого диалога внимательно наблюдал за его мимикой. В завершение этой встречи Гайдай объявил Ментаю Утепбергенову, что берет его без проб на роль Мао – помощника нечистого на руку кооператора.
Ментая Утепбергенова приглашали и другие крупные режиссеры, в частности Петр Тодоровский, который взял актера на роль японца в фильме «Интердевочка». Ему часто предлагали роли отрицательных героев, но все они в исполнении казахстанского актера получались добродушными и обаятельными.
– Утепбергенов глубоко проникал в образ, тщательно готовился к съемкам, даже если речь шла о работе в эпизоде, – подчеркнула киновед Раушан Оспанова.
Казахстанский актер не боялся высказывать свою точку зрения на съемочной площадке. Он говорил настолько аргументированно, что даже самые непоколебимые режиссеры шли ему навстречу. 
– Понять своих героев мне помогала литература, классическая, кулинарная. Изучал обычаи, поклоны, язык, этикет. Может быть, поэтому на фестивале в Японии «Интердевочку» приняли очень хорошо, – говорил он журналистам.
Ментай Утепбергенов всегда помнил постулат Константина Станиславского: хочешь сыграть злодея – ищи, где он добрый!
Именно такое противопоставление всегда приносило положительный результат в работе над образом. 
– И еще скажу такую вещь: нехороший в жизни человек в кино никогда не сыграет плохого героя. Наоборот, он начинает играть добродушного, милого персонажа. Только хороший человек может создать образ негодяя, – делился актер наблюдениями.
Ментай Утепбергенов, прошедший великолепную творческую школу и работавший с именитыми режиссерами, был очень требователен к молодым постановщикам, переживал, когда они терялись на площадке, не могли объяснить актерскую задачу. 
– Талант актера и режиссера в том, чтобы показать через призму современности свою национальную историю, культуру. Если это получается, то искусство доходит до сердца зрителя. Вот почему Ким Ки-Дук, Чжан Имоу признаны во всем мире. Мне нравится «Голый остров» Канэто Синдо, рассказывающий о семье, которая добывает пропитание изнурительным трудом на безводном островке, – рассказывал он журналистам. 
Помимо съемок у актера была другая, не менее важная ипостась. Он коллекционировал афиши, значки, марки и другие раритеты, связанные с отечественным и мировым кинематографом. Этим достоянием он делился со зрителями, с коллегами. 
В 1999 году Ментай Утепбергенов вошел в Книгу рекордов Казахстана КИНЭС как автор книги «История мирового кино на марках», аналогов которой не имеется в мире.
Утепбергенов также разыскал на Центральном кладбище полузабытые могилы актеров киностудии ЦОКС. Это были артисты, приехавшие в наш город в эвакуацию из Москвы и Ленинграда и ушедшие из жизни во время разыгравшейся эпидемии тифа. Среди них Николай Черкасов (Сергеев), Софья Магарилл, Борис Блинов.
Ментай Утепбергенов был пропагандистом кино, входил в состав жюри престижных кинофестивалей. Актера не стало на 70-м году жизни. 
Юрий КАШТЕЛЮК