Как научить играть в мяч,

или Два мнения о детском футболе в нашей стране

Антураж хорошо, но эффекта от этого мало
Заслуженный тренер РК Азат Нильдыбаев считает, что одна из проблем развития детского футбола в наших наставниках.
По словам этого опытного специалиста, работающего в СДЮШОР № 2, философия наставников сегодня сводится к одному – они любят создать обстановку показательного тренировочного процесса:
– Расставят фишки и имитируют, как надо, к примеру, оббегать их с мячом. Один бежит, а двадцать их подопечных стоят и смотрят. И многие родители считают, что с их детьми занимаются профессионалы. А на самом деле от такой показухи никакого эффекта. Ведь в занятиях нет самого главного – двигательной активности спортсменов. Именно через нагрузки должен проходить тренировочный процесс. Это укрепляет мышцы, активизирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Вкупе все это дает силу и выносливость, вырабатывает основу игры – скорость. Вспоминаю советские времена, когда я работал в интернате на Тимирязева – Байзакова в Алматы. Наша команда в СССР (15–16 лет) была всегда на третьей-четвертой позиции. Нам уступали даже техничные грузины, армяне и другие. Мы брали всегда высокой функциональной подготовкой. А техника – это была индивидуальная работа каждого футболиста. Она совершенствовалась ежедневно по ходу тренировок и игровой практики. Работу свою мы должны строить, чтобы детям было интересно, чтобы они получали удовольствие от занятий. Недавно заметил, как один мой молодой коллега разделил команду на три группы. Две играют, а одна сидит и смотрит. Пусть бы лучше бегали вокруг стадиона. Пользы бы было больше.
Второе, на двухсторонних тактических занятиях многие наставники хотят, чтобы их подопечные действовали по их подсказке. «Беги туда, отдай тому», – кричат они во время игры. И наставники не учитывают самого главного – творческого потенциала своего отдельно взятого ученика. Ведь наши дети тоже умеют мыслить и видят продолжение атаки, к примеру, по-своему. Во многих случаях ее продолжение более эффективно и дает результат. Если мальчуган принял правильное решение, то такие элементы творчества надо поощрять. А наши наставники потом выговаривают претензии. Иные даже спрашивают: «Почему ты действовал по-своему?» Такая постановка вопроса ломает детскую психологию. Ребята после таких словесных накачек боятся принимать самостоятельные решения и держат мяч перед собой до тех пор, пока тренер не подскажет, что ему дальше делать. Порой советы опаздывают, ведь футбол стал намного быстрее. И на размышление времени практически не остается.
Выше перечисленные примеры говорят о том, что наши детские наставники оканчивают курсы тренеров, получают лицензии и останавливаются в своем развитии. Они не имеют понятия, что такое анатомия и физиология. Главное – скопировать чью-то тактическую схему и работать над ней всю свою жизнь. Отсюда и то, что после развала СССР в Казахстане не стало индивидуально сильных футболистов, которые играли бы в других чемпионатах. Потому что наши воспитанники слабо подготовлены функционально. Они только и умеют делать: получил мяч, отдал дальше… Хорошо, если так. Ведь случаются и браки. Вообще футболист самой высокой квалификации владеет мячом всего 5–6 минут за игру. Все остальное время он выбирает активно выгодную позицию.

Деньги – главный стимул
Считает другой заслуженный тренер РК Талгат Нурмаханбетов:
– Самым главным рычагом работы тренеров в советское время была финансовая заинтересованность. Если ты подготовил члена юношеской сборной республики или игрока команды мастеров, получил надбавку 10 рублей к окладу. Если игрока Высшей лиги и молодежной команды страны – 30 рублей. За футболиста основного состава национальной команды и игрока Высшей лиги к окладу добавляли 50 рублей. Могу, конечно, ошибиться в цифрах. Но у некоторых наставников таких ребят по двое-трое было. Вот и считайте, какой у него был стимул готовить спортсменов высокого класса. Сегодня же наши детские тренеры стали гнаться за сиюминутными результатами. Главное не подготовка футболиста, который прославит страну на международной арене, а получение разовых премиальных за турнир или чемпионат. Если бы все вернуть на круги своя, то думаю, что футбол бы в республике от этого только выиграл бы. Что имеют наши тренеры, подготовившие ребят для сборной команды РК? Ничего! О них даже не вспоминают.
Али НУСИПЖАНОВ