Алматы – центр сакральной географии Казахстана

Взгляд в будущее: духовные святыни Казахстана

4 002

Они были первыми
В декабре 2006 года Глава государства Нурсултан Назарбаев принял участие в церемонии открытия памятника «Тәуелсіздік таңы» («Заря свободы»). Это было накануне 20-летия декабрьских событий, случившихся в Алматы, событий трагических и несправедливо истолкованных в 1986 году.
Тогда Президент сказал: – Декабрьские события 1986 года, которые вывели нашу молодежь на площадь, стали предвестником нашей независимости. Власти пытались придать этим событиям окраску национализма. На политбюро мне приходилось доказывать, что это не так, отменять специально принятое постановление. Эти события пытались назвать межнациональным столкновением, но это не так, что и показала история. Все, чего хотела молодежь, вышедшая тогда на площадь, – это справедливости и независимости Казахстану. Все эти 20 лет показывают, что наш народ живет в единстве и согласии, ощущая стабильность и спокойствие в стране. И это единение – главное условие нашего успеха и процветания.
Эту краткую, но весьма емкую оценку и сегодня, по прошествии более 30 лет со дня пролития крови на главной площади тогдашней столицы Казахстана, не переиначить. Более того, с годами события, чей символ сегодня читается как «Свобода и Независимость!», становятся все более осознаваемыми, обретая окраску необходимости, и вот место их драматического бурления наречено сакральным. Время, исторический ход развития страны, но, главное, память людская перемололи идеологические измышления прошлого строя – восторжествовала справедливость.

Холодный декабрь…
…15 декабря в Алматы прибыл член ЦК КПСС Георгий Разумовский и первый секретарь Ульяновского обкома партии Геннадий Колбин. И уже на следующий день на Пленуме ЦК Компартии Казахстана было объявлено о рекомендации высшими партийными органами СССР на пост первого секретаря ЦК Компартии республики Колбина. К тому времени много лет руководившему партийной организацией Казахстана Динмухамеду Кунаеву было уже 75 лет, что вызывало неприятие у Генсека КПСС молодого Михаила Горбачева: в те первые годы своего правления он многих представителей старой гвардии коммунистов отправил на пенсию. Не стал исключением и казахстанский лидер.
Таким волевым образом в нарушение всех партийных норм и устава главой республики был избран человек, не только не связанный с Казахстаном и не знавший местных условий, но даже не стоящий на учете ни в одной из местных партийных организаций и не имеющий казахстанской прописки.
И все бы было шито-крыто, но… Весть о несправедливом решении пленума быстро стала достоянием общественности.
Многими казахстанцами этот акт был воспринят как оскорбление казахского народа. Люди старшего поколения, привыкшие к тому, что партия всегда и все делает правильно, возмущались на кухнях. А вот молодежь…
Утром 17 декабря на площади перед зданием ЦК стали собираться молодые люди, в основном студенты. Сначала робко, потом все громче и настойчивее они потребовали объяснить: почему среди своих партуправленцев не нашлось человека, способного возглавить казахстанскую «руководящую и направляющую силу общества».
По улицам Алматы прошло стихийное мирное шествие.
В ответ на молчание из здания ЦК Компартии республики демонстрация стала принимать массовый характер.
Несмотря на зимнюю пасмурную с минусовой оценкой температуры погоду, люди не расходились и не оставляли площадь даже ночью.
К полудню 17 декабря демонстрантов на площади было около пяти тысяч. С утра их оцепили сотрудники МВД. После обеда к ним добавили курсантов школы милиции и пожарно-технического училища. Перед собравшимися выступали с увещеваниями и призывами разойтись секретарь ЦК Закаш Камалиденов, председатель Президиума Верховного Совета Саламат Мукашев, 1-й секретарь Алма-Атинского обкома КПК Марат Мендыбаев, прокурор республики Галым Елемисов и другие. Успеха эти речи не имели.
Демонстранты требовали открытого диалога. Однако новые власти прибегли к террору и репрессиям.

Перестройка с перестрелкой
Так драматично ознаменовался второй год перестройки в СССР. А ведь народ верил в демократические преобразования, в то, что вот-вот наступит подлинное, а не продекларированное народовластие.
…Вечером 17 декабря была предпринята первая попытка разгона демонстрации, применены пожарные машины, саперные лопатки, дубинки, служебные собаки. Начались массовые беспорядки.
Утром 18 в Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны. Вечером началось вытеснение демонстрантов с площади. Демонстрация была разогнана.
По официальным данным, в ходе массовых беспорядков в Алма-Ате погибли два человека, повреждено 24 транспортных средства, сожжено 11, выведены из строя 39 автобусов, 33 такси, нанесен материальный ущерб 13 общежитиям, пяти учебным заведениям, шести предприятиям торговли, четырем административным зданиям.
Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан. Митинги и демонстрации протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и других городах, также силой подавленные властями.
После разгона демонстрации власти приступили к репрессиям. Около 900 человек были наказаны в административном порядке, более 300 отчислены из вузов, уволены с работы 319 участников событий, исключены из рядов КПСС – 52, ВЛКСМ – 758. Общее количество задержанных составляло 8500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы.
Один – Кайрат Рыскулбеков – приговорен к смертной казни, которую позже заменили на 20 лет лишения свободы.
19 декабря 1986 года газеты опубликовали краткое сообщение ТАСС от 18 декабря с первой официальной оценкой произошедшего: «Вчера вечером и сегодня днем в Алма-Ате группа учащейся молодежи, подстрекаемая националистическими элементами, вышла на улицы, высказывая неодобрение решения состоявшегося на днях пленума ЦК Компартии Казахстана. Сложившейся ситуацией воспользовались хулиганствующие, паразитические и другие антиобщественные лица, допустив противоправные действия в отношении представителей правопорядка, а также учинив поджоги продовольственного магазина, личных автомобилей, оскорбительные действия против граждан города…»
25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС произошедшее было оценено как «факты проявления национализма», а в июле 1987 года ЦК КПСС принял постановление «О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», в котором декабрьские события были названы «проявлением казахского национализма».
В конце 1986 – начале 1987 годов печать была заполнена организованными статьями, названия которых говорят сами за себя: «Нам горько», «Цена самолюбования», «Паутина», «Горький урок», «По поводу болезненного национального чувства», в которых события декабря трактовались в духе первого официального сообщения.

Только через три года…
В 1989 г. Верховный Совет Казахской ССР единогласно осудил постановление ЦК КПСС.
В июле 1989 года была создана комиссия Президиума Верховного Совета Казахской ССР по рассмотрению обстоятельств, связанных с декабрьскими событиями.
Указом Президиума Верховного Совета республики в январе 1990 года была создана «Комиссия Президиума Верховного Совета Казахской ССР по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в Алма-Ате 17–18 декабря 1986 года». Параллельно шел процесс пересмотра дел осужденных «декабристов» – 32 из них освободили за отсутствием состава преступления.
В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было признано, что содержащаяся в постановлении 1987 года «оценка массовых нарушений общественного порядка в городе Алма-Ате в декабре 1986 года как проявления казахского национализма является ошибочной…»
В сентябре 1990 года выводы комиссии Президиума Верховного Совета Казахской ССР были опубликованы.
Они гласили: «Выступления казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате и ряде областей Казахстана не были националистическими – это была первая попытка воспользоваться гарантированным Конституцией и декларированным перестройкой правом на свободное выражение гражданской и политической позиции.

По результатам работы комиссии…
В сентябре 1990 года было принято Постановление Президиума Верховного Совета Казахской ССР «О выводах и предложениях комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17–18 декабря 1986 года». В нем отмечалось, что «выступление казахской молодежи в декабре 1986 года в Алматы не было националистическим и в начальной стадии не носило противоправный характер. Непосредственной причиной протеста молодежи послужили откровенное пренебрежение мнением населения и партийных масс республики со стороны центра, направившего первым секретарем ЦК Компартии Казахстана по стереотипу доперестроечных времен малоизвестного в республике партийного работника, недооценка возросшего самосознания народа».
В память о тех трагических событиях спустя 20 лет и был установлен монумент «Тәуелсіздік таңы» – «Заря свободы».
Памятник состоит из трех частей и акцентирует внимание на двух колоннах сложной формы. Они символизируют разрыв, произошедший в результате конфликта прошлого и будущего. Это олицетворение взрыва самосознания народа и падения идеологических канонов, мощное торжество свободы и независимости государства.
Для придания большей выразительности авторский коллектив, работавший под руководством известного в стране скульптора Шота Валиханова, включил в композицию монумента скульптуру женщины. Она изображена в динамике порыва, взлета. В правой руке женщина держит снятый платок – призыв к примирению. В ее левой руке – вспархивающая птица. И это тоже символ свободы и позитивных изменений – значит, грядет новая жизнь.
Третья часть композиции – рельефное художественное панно.
Средства для проведения работ были выделены из Фонда Первого Президента Республики Казахстан.
Памятник возведен по проекту казахстанского архитектора и дизайнера Тимура Сулейменова.
К 30-летию декабря 1986 года городские власти на обновление этой скульптурной композиции, установленной на пересечении улиц Желтоксан и Сатпаева, выделили 11 миллионов 258 тысяч тенге.
Одними из первых увидеть обновленный монумент и почтить память жертв декабрьских событий 1986 года пришли их участники. В скорбном молчании Журсин Тастекеев, Ерлан Дикельбаев, Булат Курумбаев, Нурлубек Куанбаев, Талгат Рыскулбек, Гульбахрам Жунис, Гульнара Леписбаева и другие возложили цветы в память о погибших в водовороте политических событий товарищах.
Василий ШУПЕЙКИН,
Ирина Васильева