Без прошлого нет будущего

Сохранение национальной идентичности

Сохранение национальной идентичности – одно из важнейших направлений на пути реализации программной статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

6 003Процесс модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца в апогее своего развития. «Рухани жаңғыру» на устах пенсионеров и школьников, чиновников и бизнесменов. Программа модернизации базируется на ряде направлений, об одном из которых нам сегодня расскажет старший научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова, кандидат исторических наук Салтанат Асанова.
– Салтанат Амиргалиевна, что такое национальная идентичность, из чего формируется данное определение?
– Каждая эпоха ставит свои задачи, и наступивший XXI век не является исключением. Сложный и тернистый путь, пройденный казахским народом за прошедшие столетия, ознаменовался очередным историческим вызовом, связанным с необходимостью формирования новой казахстанской идентичности в сложных и противоречивых условиях современности.
Основой идентичности народа является определенная картина мира, состоящая из совокупности определенных этнических констант, представляющих собой бессознательные комплексы, своеобразную форму упорядочения опыта. Они складываются в процессе адаптации человеческого коллектива к окружающей природно-социальной среде и выполняют в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за ее эффективную адаптацию. Совокупность этнических констант составляет картину мира этноса, которая наследуется и сохраняется из поколения в поколение, но при этом ее составляющие разнообразны и по существу неисчерпаемы. В разные периоды истории актуализируются одни и отходят на второй план другие. Другими словами, если в прошлом казахский народ вел кочевой образ жизни и, соответственно, обладал определенным набором этнических констант, то они сохраняются и никуда не исчезают. Однако в разные исторические эпохи происходит смена ценностных ориентиров, которые больше соответствуют потребностям народа и лучше способствуют приспособлению этноса к новым условиям существования. Но источником этих актуализированных ценностных установок являются прежние этнические константы.
Существует несколько подходов в определении процесса формирования идентичности. В данном случае мы придерживаемся определения, согласно которому: «Национальная идентичность – это особая форма идентичности, которая не является естественно заданной, а должна вырабатываться и распространяться главным образом через усилия интеллектуалов, политиков и общественных активистов, которые делают связь с нацией основополагающим компонентом сознания».
– Какая роль отведена историческому наследию и национальному сознанию в формировании идентичности?
– Формирование адекватной картины исторического прошлого казахского народа осложняется тем, что большинство ныне живущих казахов прошли этапы своей социализации в существенно различающихся социально-политических условиях, что привело к определенным искажениям в историческом сознании.
Если рассматривать советское время, то в этот период коммунистической идеологией была достаточно успешно реализована историко-культурная парадигма, призванная сформировать новый взгляд казахского народа в отношении собственной истории и культуры. Идеологической основой этой парадигмы служило положение, что только советская власть открыла дорогу к прогрессу и процветанию казахского народа, в одночасье шагнувшего из феодализма в развитой социализм. Тогда как постсоветский период ознаменовался формированием новой, кардинально противоположной картины исторического прошлого казахского народа. Актуальность истории прослеживается на всех уровнях исторического сознания – от академического до обыденного. Как известно, создание новой концепции истории с точки зрения профессионального подхода требует определенных усилий по изучению документальных источников и их анализа на основе дисциплинарного анализа и, как следствие, требует определенного времени. Однако потребности этноса осознаются, и вполне естественны попытки создать требуемый продукт, то есть национальную историю сегодня в русле ее актуальности. Этим объясняется обилие исторических исследований, не выдерживающих критики с точки зрения академического знания, но отвечающих сегодняшней потребности.
При этом необходимо учитывать, что национальная история является прошлым, которое особым образом организовано и во многом является «сконструированным». Поскольку «…искаженное восприятие собственной истории – это существенный фактор в процессе формирования нации». В данном случае искажение понимается как процесс сознательного и выборочного отбора, когда нация должна многое «забыть», но и многое «вспомнить» в своем историческом прошлом.
– В таком случае какая часть нашей исконной духовной культуры должна стать незыблемой в формировании новой модели казахстанской идентичности?
– Характерная черта традиционного казахского сознания, о которой сегодня почти забыли, хотя оно как нельзя лучше отвечает современным вызовам, это гражданственность, высокая социальная ответственность. Кочевое общество, основанное на главенстве рода, почти полностью нивелирует личные индивидуальные потребности человека. К тому же жизнь в ауле, юрте абсолютно открыта, здесь, что бы ни совершил человек, все находится в поле зрения других. Отсюда высокая ответственность за свои слова и поступки. Поэтому человек – только звено в бесконечной цепи рождений и смертей. Обожествление предков рода, поклонение им обязывает и тебя жить как на виду, поскольку ты тоже вскоре станешь предком. Героическое прошлое казахского народа также является источником позиционирования казахов как воинственного и сильного духом народа. Поскольку именно кочевники привнесли в мировую культуру так называемый рыцарский этос – так, воинственность и мужественность являются основными характеристиками кочевника в прошлом. Ведь благосостояние кочевника зависит от скота, и это богатство нельзя спрятать, его можно только защитить. Более того, в этнологических и культурологических исследованиях подчеркивается, что тяжеловооруженная конница, созданная кочевниками, обеспечивала военное преимущество вплоть до изобретения огнестрельного оружия. Многие народы старались перенять это искусство, и стало уже общим утверждение, что средневековый европейский рыцарь и японский самурай – это калька с образа тяжеловооруженного кочевника.
Как правило, четко выраженная идентичность присутствует в стабильных обществах, в условиях упорядоченной социально-политической реальности. Казахи имеют историю, которая мало давала времени на спокойное и созидательное существование. Именно поэтому новый этап развития казахского народа в условиях государственного суверенитета и как государствообразующей нации открывает большие перспективы. И несмотря на сложность и противоречивость XXI века, в котором казахскому народу приходится решать проблемы формирования нацио­нальной идентичности, есть основание надеяться на возможность положительного ответа на новый вызов исторической действительности.

Беседовала Саида Ахметова