Безграничное достояние

Рухани жаңғыру: новые принципы

4 001Сакральная география Казахстана расширяется и не признает границ. О сакральных объектах зарубежья, в частности расположенных на территории России, «Вечерке» рассказывает д. и. н., профессор и руководитель Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова Зиябек Кабульдинов.

Глава государства Н. А. Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» инициировал уникальный проект «Сакральная география Казахстана», вызвавший у общественности всплеск интереса к археологическим, природным объектам, захоронениям известных деятелей прошлого нашей Родины. Заметно возрос патриотизм граждан, внутренний туризм обрел новый импульс. Объектами духовного наследия заинтересовались и наши зарубежные гости. В этом мы убедились во время проведения EXPO-2017, когда приехавшие иностранцы помимо достопримечательностей Астаны охотно выезжали за пределы столицы и Акмолинской области. В 2017 году наш институт (Институт истории и этнологии имени Ч. Валиханова) совместно с Институтом археологии им. А. Маргулана реализовал проект «Сакральная география Казахстана», издав одноименную книгу на двух языках, куда вошли более пятисот сакральных объектов. При поддержке Комитета науки МОН РК, АП РК эта работа будет продолжена. При ее реализации мы убедились, что вся территория Казахстана буквально «напичкана» святыми местами…
Между тем мы должны обратить пристальное внимание и к тем сакральным объектам казахского народа, которые находятся за пределами нашей республики. Сегодня около шести миллионов наших соплеменников проживают в странах ближнего и дальнего зарубежья, всего более чем в 50 государствах мира. Исторически так сложилось, что некоторая часть из них проживает на исконно казахской земле и составляет около 40% казахского этноса. На землях, где они проживают, находится значительная часть тех самых сакральных объектов, о которых пишет наш Президент. К примеру, в Дамаске покоятся знаменитые аль-Фараби и Бейбарыс. В Узбекистане – бии Толе и Айтеке, а также Жалантос батыр. Недавняя поездка нашего профессора Ахмета Токтабая в соседнюю республику выявила еще свыше 20 не менее значимых объектов. К примеру, в ходе экспедиции в Бостандыкском районе Ташкентской области были определены и всесторонне исследованы такие святые места и памятники, как Коктерек Аулие, Бабай шертер, Кус конбас аулие, Заркет баба, Аксак ата, Нуреке аулие, Былгары ата, Коктилек ата, Коктонды ата, Кудайберген ата, Енсе аулие и другие. Были также собраны материалы по древним мазарам и мечетям Шымыр ата, Жыланды ата, Жаланаш аулие, Шопан ата, Суйел ата, Казакмазар в городе Ташкенте.
На территории Китая находятся такие объекты, как захоронение батыров Зуха Сабитулы и Оспана, Танжарык акына, Асета Найманбаева и других.
Я сам родом из России, где сегодня проживают около миллиона этнических казахов, а в Омской области, на моей малой родине, – около 100 тысяч человек. И здесь находится ряд сакральных объектов, которые должны быть святы и почитаемы для каждого гражданина Казахстана.
Здесь жил и творил Айтпенов Мукан Керейбаевич (1871–1937 г.) – лидер, организатор Казахской социалистической партии в Омске. Уроженец аула Жал-Семенке (ныне Кудук-Чилик) Шербакульского района Омской области и выпускник Омской учительской семинарии в 1892–1900 гг. работал переводчиком в областном и губернском правлениях. В 1900 году выслан в ссылку на озеро Зайсан, в 1902-м бежал в Китай и находился там до 1906-го. Работал счетоводом Западного отдела службы движения на КВЖД. 1906–1916 гг. – страховой агент, переводчик в типографии в Омске.
В мае 1917 года избран председателем Омского уездного казахского комитета, поддерживающего Омский совет, под руководством К. А. Попова. В период обострения борьбы за власть между советами и Омским коалиционным комитетом 19 октября 1917 года выступил с требованием отставки председателя Акмолинского киргизского комитета А. Турлыбаева.
После октябрьского переворота 1917 года М. Айтпенов 10 марта 1918 года делегирован на IV съезд Советов. После свержения советской власти в августе был арестован и выслан в Восточную Сибирь. По пути группа арестованных под руководством Попова за станцией Мурино Кругобайкальской железной дороги совершила побег в составе 26 активных участников установления советской власти.
В 1920 году вернулся в Омск с документами от Слюдянской парторганизации Иркутской области. В 1920 году в казахских волостях Омского уезда создает ревкомы. Для работы по установлению советской власти в Кокчетавском уезде привлекает бывших лидеров партии «Алаш» Тукебаева, Кеинжина, Ш. Ниязова. В 1921 году М. Айтпенов – уполномоченный Омского губпродкома. Сотрудник представительства КазАССР при Сибревкоме в Омске.
Сотрудничая с Советом народных комиссаров Ка­захской Автономной Советской Со­циалистической Республики, участвует в разделе материальных ценностей между Сибревкомом и Казахстаном.
В 1923–1928 годах – помощник, затем начальник Волго-Каспийского управления рыболовства. В 1928–1933 годах – председатель колхоза в Шербакульском районе Омской области. Открыто осудил голодомор, организованный секретарем Казахского краевого комитета партии Ф. Голощекиным. В 1933 году арестован органами НКВД и выслан на три года в Марьинские лагеря. Убедившись в антинародной сущности советской власти, решил в одиночку бежать за границу в Китай к своему другу Р. Марсекову. В 1936 году при попытке перехода границы с Китаем был арестован в Кошагачском районе Алтайского края. 8 сентября 1937 года расстрелян в Омске. 29 марта 1957 года реабилитирован.
На омской земле покоится известный поэт Айтпай (1900–1954 гг.), уроженец аула Тумба Москаленского района Омской области. Воспевал благородство людей, критиковал забвение ценностей традиционной культуры, осуждал чрезмерное потребление алкоголя, курение. Широко известны его стихи «Сын терме» («Подборки»), «Көңіл көтерейін өлен айтып» («Вдохновение»), «Адамға дүниеден білім артық» («Главное не богатство, а знание»). Был дружен с акыном Магжаном Жумабаевым.
Достойно включения в перечень сакральных объектов и место захоронения активного участника казахского национально-освободительного движения Шаймердена Альжанова (1885–1918 гг.). Уроженец Николаевской волости Омского уезда во время учебы в Омском фельдшерском училище (1915 г.) объединил казахскую молодежь в культурно-просветительское общество «Бірлік». В 1911 г. в журнале «Айқап» опубликовал цикл статей о необходимости перемен в казахском обществе. Тогда же с Муканом Айтпеновым создал казахскую партию «Үш жүз», вскоре вошел в состав партии «Алаш». В 1918 году расстрелян колчаковцами в Омской тюрьме.
Поистине народную любовь и признание среди омских казахов снискал и талантливый акын Куйдайберген Альсеитов. Родился в ауле Кулан Черлакского района Омской области. Образование получил в медресе аула Тармакуль Татарского района Новосибирской области у известного проповедника Гимадидена. Осужден за открытую критику советской власти, спровоцировавшей голодомор казахского народа в 1930–1933 годах:
«Енеңді ұрайын Николай,
Барқыт шапан кигізген.
Келмей кеткір Николай,
Қазы-қарта жегізген.
Айналайын Совет-ай!
Жамау шалбар кигізген.
Сай, даланы шарлатып.
Саршұнақ, тышқан жегізген».
Первоначально поддерживал советскую власть за отмену колониального режима, предоставление политического равенства казахам, мероприятия по просвещению народа. В 1934 году по инициативе инструктора Черлакского райкома партии Усена Калкенова проведен айтыс К. Альсеитова с известным казахским акыном Исой Байзаковым. В своей книге воспоминаний И. Байзаков писал об Альсеитове: «Настоящий импровизатор, каких я редко встречал». Альсеитов считается мастером стиля желдірме.
Покоится на севере Омской области и известный акын Байсерке Абыз (1789–1879 гг.) Байсерке родился в Омском Прииртышье в семье батыра Тугеля из племени кыпчак, служившего в составе ополчения султана Аблая. Байсерке – автор кисса «Ерлик» («Мужество»). Дружил с биями Желке, Шон и Торайгыр. Отрывки и отдельные четверостишья акына Байсерке широко распространены среди казахов Северного Казахстана и Омской области.
В Омске обрел вечный покой этнограф Ахмет Баржаксин (1894–1935 гг.), собиратель казахских пословиц и поговорок. После окончания Омской учительской семинарии (1914 г.) продолжил образование в Московском литературном институте (1926 г.). Родился в ауле № 1 Жездинской волости Акмолинской области. Принял активное участие в культурно-просветительской организации омской учащейся молодежи «Бірлік». Участвовал в этнографической экспедиции Н. Г. Потанина. В 1915 году при содействии А. Букейханова на средства омского отделения Русского географического общества была издана его книга «1000 пословиц казахского народа» на казахском и русском языках. В 1927 году книга была переиздана в Москве с предисловием заведующего восточным отделом Центриздата Н. Тюракулова. В 1937 году книга изъята из обращения. В 1928 году заведовал Актюбинским областным сельхозбанком. В декабре 1928 года по собственному желанию вышел из состава ВКП(б). В 1929 году обвинен в подрыве авторитета партии, троцкизме и выслан в Западную Сибирь. С 1933 года – преподаватель рабфака Омского сельхозинститута. В 1935 году расстрелян в Омске.
К сожалению, предано забвению имя Бектасова Абдрахмана Избасарулы (1884–1940 гг.) – акына и автора эпического произведения «Куламерген-Жоямерген». Впервые книга со стихами Абдрахмана Избасарулы издана в 1913 году в Казани. Многие произведения автора остались неопубликованными и невостребованными, так как не отвечали идеологии социалистического преобразования 20–30-х годов ХХ века. Рукописи акына хранятся в фондах Центральной научной библиотеки АН РК. Умер в 1940 году в ауле Киши Боронкыл Шербакульского района Омской области.
Кто посетит могилу знаменитого поэта Бектура (1863–1930 гг.) – акына-импровизатора? Родился в Коржынкульской волости Акмолинского округа. В 1897 году с отцом переехал в аул Дюсен Курганской казволости. Автор поэмы «Тлеуберді батыр». Воспевает героизм, храбрость батыров в борьбе с джунгарами. В поэме описывается судьба казахского батыра, насильно превращенного врагами в манкурта.
Амре Исин (1867–1930 гг.) – один из первых аульных учителей Омского уезда начала ХХ века – родился в Акмолинске в семье священнослужителя. Образование получил в ветеринарно-фельдшерской школе (1886 г.). В 1902 году принял участие в экспедиции Ф. Щербины по изучению Омского уезда в качестве регистратора. Приглашен в экспедицию А. Букейхановым. Тесное сотрудничество с Букейхановым оказало большое влияние на дальнейшую жизнь Амре. В 1900 году работал учителем в кызылкакской аульной школе, с 1905 года открыл школу в своем ауле. После установления советской власти продолжает педагогическую деятельность в советской школе, негласно совмещая религиозное обучение. В Таврическом районе один из железнодорожных разъездов Омской области носит имя Амре.
Айдархан Турлыбаев (1879–1937 гг.) – мировой судья, статский советник. Родился в Кокчетавском уезде Шалкарской волости. Выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета (1902 г.). В 1917 году – судья в городе Омске, после Февральской революции включен в Омский коалиционный комитет. Представитель партии «Алаш». В 1921–1922 гг. – заместитель, председатель представительства КазАССР при Сибревкоме. Занимался защитой интересов казахского населения Акмолинской и Семипалатинской областей, провел раздел материального имущества, провел размежевание границ между РСФСР и КазАССР на сибирском участке границы. Юридическое образование и опыт государственной службы Турлыбаеву обеспечили спокойное и справедливое размежевание границы. В 1922 году избран депутатом от казахов Омского уезда. В советское время доносчики сообщали о том, что он бывший член Конституционно-Демократической партии России. В 1937 году работал юрист-консультантом Омского областного потребсоюза. 17 ноября 1937 года расстрелян в Омске как руководитель казахской повстанческо-диверсионной организации. Семью выслали из Омска на север – в местность Леуши Ханты-Мансийского округа.
На территории Омской области есть много других сакральных объектов и памятников духовной истории казахского народа – захоронений батыров, биев, акынов. Известны исторические места сражений с джунгарами. Например, на территории Русско-Полянского района есть окопы «Қарабураның жоны», вырытые во время казахско-джунгарских войн. Все эти объекты требуют всестороннего анализа и пропаганды, ибо изучение сакральных объектов казахского народа не должно ограничиваться государственными границами. И тогда объекты духовного наследия, обнаруженные и собранные за пределами нашей страны, дополнят и обогатят нашу материальную и нематериальную культуру.