Бизнес по зову предков

Глава государства Нурсултан Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отметил: «Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов».

4 001

Патриотом Казахстана Салтанат Омирали стала не по праву рождения здесь – любовь к своей исторической родине она впитала вместе с молоком и колыбельными песнями матери в Китае. Девушка из многодетной семьи (девять детей) всегда знала, что рано или поздно вернется на историческую родину, и не переставала предпринимать попыток. Шли годы, и вот, наконец, молодой преподаватель казахского языка в 2008 году по программе переселения репатриантов, или оралманов, впервые приехала на землю предков. Конечно, все оказалось не как в мире девичьих грез, и в действительности вхождение в Казахстан заняло без малого два года.
– Одна, без поддержки родных и друзей. Это было время мытарств, поиска и обретения себя новой, – вспоминает Салтанат.
Домбра – всему начало
После ряда неудачных бизнес-проектов и всего лишь со 100 тысячами тенге наличности Салтанат приступила к изготовлению и продаже национальных музыкальных инструментов. Недаром говорят, что домбра – вечная спутница и душа казаха. Вот и на сей раз двухструнная подтвердила свое сакральное значение – дело начало налаживаться, а главное – появилось чувство значимости и смысл жизни от приносимой пользы. Вместе с этим пришла и идея развивать и возрождать казахские традиции. «У нашего народа все имеет свой сакральный смысл. Даже в обычных предметах ежедневного обихода предки старались использовать особенные вещи. К примеру, если в доме висит камча – нечисти и злым духам там не место. Или же первая колыбель малыша – бесик считался не только залогом хорошего сна, но и элементом воспитания. Главное для любой семьи – это продолжение рода. Именно поэтому детям всегда уделялось особое внимание. За ними следили, их обучали и, конечно же, играли с ними. Для того чтобы занять ребенка, делали специальные поделки, собирали асыки. Асыку издревле приписывались священная сила, магические свойства. Старые и молодые, богатые и бедные – все с почтением относились к асыку. Считалось даже, что он может уберечь от злого глаза. Так, мальчикам у бесика клали асык волка, чтобы был сильным и смелым, а девочкам – асык косули, чтобы росла красавицей и умницей.
Особенно ценились у наших предков изделия из натуральных материалов: дерево, кость или камень. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Вообще, без понимания значения для истории и развития страны ее фольклора и народного художественного творчества невозможно говорить о таких серьезных вещах, как национальное самосознание. И мы не должны допустить утраты традиций.
Иностранные туристы увозят с собой всевозможные сувениры и предметы в этностиле, посуду и изделия в память о нашей стране. Кстати, купивший их раз возвращается снова и снова, уверяя, что казахские сувениры передают такую сумасшедшую философию и энергетику, такую глубину, которая и не снилась современным авторам.
– Проведя мониторинг рынка, я обнаружила, что национальные сувениры продаются только в ЦУМе и единичных бутиках, при этом стоят очень дорого. Конечно же, я задалась вопросом и целью, а почему бы не по доступной цене? – вспоминает Салтанат.
Дело мастера боится
Сегодня бизнес, концепция которого звучит как «Қазақ мәдениеттің таныту және дамыту» успешен и стабилен. Торговая сеть в Алматы разрослась до восьми точек реализации, часть из которых в ТД «Дәстур», на рынках «Қазына» и «Ялян» на Северном кольце. Линейка включает в себя от миниатюрных изделий до просторных юрт, украшающих праздники в Турции, Германии и ОАЭ. Ассортимент кухонной утвари из дерева, в частности «астау» или блюда, состоит из 100 видов. Но еще несколько лет назад амбиции начинающей предпринимательницы разбивались, словно волны о скалы равнодушия местных народных умельцев. Возможно, опыта и бизнес-хватки недоставало, – размышляет по прошествии лет Салтанат. Но факт остается фактом, привлеченные со всех уголков страны в команду единомышленников ремесленники подводили со сроками заказов, капризничали и просто отлынивали от работы. Пришлось подключать более ответственных и пунктуальных мастеров из Киргизии и Китая, с которыми проработала четыре года. – Но душа не находила покоя, все переживала за наших отечественных ремесленников, которые упускали свою возможность заработать, – делится Салтанат. – За то время мы успели обрасти заказами, укрепить позиции в данном сегменте. Я и сама выросла в профессиональном плане, изучила гору специальной литературы. Поняв потребности людей и их ожидания, привнесла новые тенденции, модернизировала «тойбастар». И тогда уже сами казахстанские ремесленники стали искать встречи со мной. Таким образом, на сегодняшний день под эгидой моего бренда «Ел мұра» творят 30 лучших казахстанских специалистов по обработке и изготовлению изделий из кожи, войлока, дерева, камня и металла. На базе производства созданы обучающие школы, проходят мастер-классы, организована студенческая практика. Совершенно бесплатно мы помогаем сохранить наши исконно казахские традиции, развить народные ремесла.
И это для меня большое счастье – обеспечивать работой соотечественников, быть полезной народу и родной стране, в которой я реализовалась как личность.
Записала Саида АХМЕДОВА