Дархан Ахмед-Заки: «Бизнесменов нужно готовить рационально-инновационным подходом»

РУХАНИ ЖАңғЫРУ: новые принципы

4 001Акцент на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех, отметил Глава государства в программе «Рухани жаңғыру», формируют единственную успешную модель в современном мире. Прагматизм становится платформой новых знаний: под вектор рациональности подстраиваются образовательные программы. Усовершенствует стратегию и Университет международного бизнеса, отметивший 25-летие. О новациях в подготовке завтрашних предпринимателей и инициативе меценатской помощи «Вечерке» рассказал президент UIB Дархан Ахмед-Заки.

– Президент подчеркивает необходимость ясных и четких установок, устремленных в будущее. Насколько созвучна с прагматическим посылом действующая система UIB?
– По отношению к вузам программа «Рухани жаңғыру» имеет первостепенное значение, поскольку все задачи, отмеченные Елбасы, касаются воспитания нового поколения человеческого капитала – молодежи. Для себя мы определили три ключевых вектора. Первый заключается в формировании духовной культуры. Здесь же речь идет о рациональном восприятии и четких ориентирах на будущее. Во-вторых, это изучение языков, в том числе преподавание ряда специальностей на английском языке. Третий вектор – проект «100 новых учебников на казахском языке», колоссальную работу над которым ведет Национальное бюро переводов. Мы ожидаем, что 18 книг, презентованные на днях Нурсултану Назарбаеву в Астане, которые будут использоваться с началом нового учебного года, добавят нашим студентам современного взгляда и будут полезны с точки зрения культурных ценностей Запада. Для нас важен и проект «100 новых лиц Казахстана», поскольку культ образования должен опираться на best practice – лучшую практику. Участники проекта как раз демонстрируют истории жанра self-made. Эти люди достигли высот самостоятельно – своим упорством и талантом. И среди них много молодежи.
Прагматизм, однозначно формирующий новый тип казахстанского гражданина, наш вуз взял за базовый каркас. В современном обществе это понятие связано как с владением иностранными языками, так и с уважением исторических и культурных ценностей. 25 лет назад в период перехода от уклада советского общества люди не задумывались о духовности: нужно было зарабатывать деньги и становиться на ноги. К настоящему моменту, я считаю, социум созрел. И в первую очередь готова к изменениям именно студенческая молодежь. Новое поколение впитывает огромный поток информации, и нужно сделать так, чтобы система образования помогала вбирать самое ценное.
– Что есть рационализм с точки зрения бизнеса и как на него будет заточена академическая подготовка?
– Для будущего бизнесмена прагматизм – это готовность взять ответственность за свои решения и завтра открыть собственное дело. Бизнесменов нужно готовить рационально-инновационным подходом. UIB изначально позиционировал себя как университет практических знаний, и мы продолжаем проводить для студентов встречи с известными бизнесменами. На историях успеха в какой-то степени могут создаваться аналоги, но это не должен быть шаблонный бизнес, а казахстанский МСБ, я считаю, сегодня как раз в такой ситуации. Почти все существующие компании можно свести к единому каталогу бизнес-идей. Да, на этапе открытия однозначно шаблоны должны быть. Но только не в период развития. Следующий этап – работа на качество. Условно – запускаются десять парикмахерских и развиваются по единой модели. Если она неверная, то во всех десяти случаях бизнес-план провалится. На это и направлена наша новая программа – обучать не только тому, как открыть свое дело, но и как грамотно его развивать. И этот подход сконцентрирован у нас в трех ключах – в клиентоориентированности, сервисоориентированности и инновационности бизнеса. Последний заключается в применении новых подходов к клиенту, а отсюда вытекает необходимость обучения по профилю электронной коммерции. Сегодня действующий бизнес активно выходит на электронные площадки, но сколько потенциальных предпринимателей к этому готовы? Очень маленький процент. Даже несмотря на поддержку государства, практически обнулившего налоги на открытие онлайн-магазина. Этим и объясняется наше стремление. Причем обучать бизнесу в новых условиях мы планируем не только наших студентов, магистрантов и слушателей программы МВА. Университет готов открыть краткосрочные курсы в сфере онлайн-продаж для массового охвата аудитории. Вскоре в Казахстане должна появиться крупная электронная платформа, подобная amazon.com, и тогда наш малый и средний бизнес сможет развиваться на ее основе. Мы считаем, что сегодняшний студент должен получать образование в условиях новых возможностей. Только тогда он сможет считать себя естественным игроком в этой среде.
– Пополнится ли программа новыми дисциплинами?
– С 1 сентября мы введем ряд новых дисциплин, в числе которых «Инновационная деятельность в национальной экономике», «Клиентоориентированность в цифровой экономике», «Зеленая экономика» и другие. На всех специальностях мы ввели дисциплину «Лидерство». Есть также курс «Практика ведения бизнеса», в рамках которого наши преподаватели отправляются со студентами на предприятия и видят работу изнутри. В том числе сложности. За каждой историей успеха стоят моменты падений, поэтому в кейсах обязательно рассматривается и отрицательный опыт. Это и есть рациональность, ведущая к критическому мышлению. Более того, мы объединяем менеджеров, маркетологов, психологов и финансистов для решения одного кейса задач. За счет этого симулируются реальные условия внутри корпорации. Еще один важный акцент делается на цифровой маркетинг. Все это заложено в нашу новую образовательную программу.
Все, кто будет обучаться у нас с 1 сентября, получат новый тип знаний с точки зрения современных требований. Ряд дисциплин мы включим в действующие образовательные программы, которые были созданы в прошлом и позапрошлом годах. Кредитные технологии позволяют это сделать. Подчеркну, что новые предложения родились на основе обсуждения с самими работодателями. Именно они первыми должны увидеть ценность этих перемен.
– Владение иностранными языками, как вы сказали, неотделимо от современной сути прагматизма. В этом отношении у концепции UIB тоже особый подход?
– В школе нас обучали английскому 6–7 лет, в вузе – 2–3 года плюс год в магистратуре. Но почему в итоге мы так и не говорим на иностранном? Одни ссылаются на методику, другие – на слабость педагогов, третьи – на отсутствие среды. Но главная причина кроется только в нас самих. Если мы не видим в этом навыке ценности, откуда взяться желанию? Должна быть мотивация. Для ее появления мы и хотим создать среду. Первый шаг мы уже сделали – запущено мобильное приложение, помогающее закрепить пройденную тему. Мы вышли на студента через самое удобное для него средство коммуникации. Ежедневно в течение недели мы отправляем ему через новый ресурс материалы и задания по определенной теме. Наша цель – развить у студента чувство потребности в английском языке. В России и Европе уже давно изменился подход к обучению языкам, где он ненавязчив и так же интегрирован с современными технологиями.
– На встрече с министром образования и науки Ерланом Сагадиевым Глава государства напомнил о том, что в старших классах отдельные предметы будут преподаваться на английском языке. Готовы ли перейти на иностранный педагоги в вашем вузе?
– Вопрос о том, насколько соизмерима с этой целью современная образовательная методика, действительно волнует общество. И именно тот факт, что смогут начать этот процесс только лучшие преподаватели. У остальных же, к сожалению, уровень грамотности будет не на должном уровне. Поэтому я считаю, что, если переобучение происходит в национальном масштабе, надо варьировать различные методы, некие дополнительные услуги. Государство это поддерживает и выделяет средства. Если говорить в разрезе нашего университета, то сейчас мы готовы к двум дисциплинам на английском языке – физике и информатике. Сегодня многие молодые люди свободно говорят на казахском, русском и английском языках. Просто надо сделать так, чтобы эта стратегия была созвучна с ориентирами на внутренние ценности, и тогда мы добьемся эффективных результатов.
– Насколько открыты вашим студентам возможности максимально применять знания на практике еще во время учебы?
– Третий и четвертый курсы – это уже производственная практика. Место определяется темой дипломной работы. Крупные компании дают 10–20 позиций для практики, и этого очень мало при наличии 300–400 выпускников ежегодно. Туда попадают лучшие студенты с высоким показателем GPA. Остальных направляем в средний и малый бизнес. Даже если это не корпорация, а компания среднего масштаба, в любом случае студент попадает в реальную среду. Пусть и ТОО. Мы не берем разве что уровень ИП.
Наряду с академзнаниями и практикой будущему бизнесмену не обойтись без первичного капитала. Первая его часть должна уходить на развитие бизнеса, вторая – на покрытие текущих расходов. К сожалению, нигде не учат тому, как собрать стартовый объем финансов и как участвовать в конкурсах бизнес-идей, где эти деньги, собственно, и можно получить. Поэтому мы на этом вопросе и концентрируем свое внимание.
– Как поддерживает UIB обратную связь с выпускниками?
– Университет не забывает о выпускниках прошлых лет. Более того, в этом году в честь своего 25-летия мы анонсировали ряд бесплатных краткосрочных курсов для окончивших вуз 10–15 лет назад. Спецпрограмма предлагает стратегический менеджмент, продвинутый маркетинг, цифровые знания, HR-менеджмент. Те знания, которые раньше студенту не давались. Кроме того, у выпускников появится возможность выразить благодарность альма-матер, оказав вузу меценатскую помощь. Это широко практикуется за рубежом. Фонд Гарвардского университета, к примеру, составляет сегодня 32 миллиарда долларов, за счет чего он и живет. Мы определили три направления помощи. Во-первых, выпускник может поддержать стипендиальную программу для талантливой молодежи или студентов из социально уязвимых категорий. Второй вариант – поучаствовать в техническом оснащении кабинетов и лабораторий. Третий – помочь вузу пригласить зарубежных преподавателей. Эти направления составят основу фонда и позволят выпускникам внести вклад в развитие вуза.

4 002


Марина ПЕСТРЯКОВА