Деде Коркут – общий предок всех тюрков

Эпические сказания деде Коркута вошли в список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО

4 001

В преддверии 1320-летия легендарного поэта-песенника IX века деде Коркута, известного также как Коркыт-ата, с совместной инициативой о включении дастана «Деде Коркут» в список нематериального наследия ЮНЕСКО выступили Казахстан, Азербайджан и Турция. Его наследие является частью многих тюркских народов. Ему приписывают 12 героических легенд и сказок, впоследствии оформленные в единое произведение под названием «Книга деде Коркута». Также он является автором 13 музыкальных композиций, передававшихся из уст в уста на протяжении многих поколений. Каждый рассказ имеет свой уникальный сюжет, но неизменно главным героем выступает один и тот же человек – Коркыт-ата.
В Казахстане режиссер-документалист Берик Барысбеков снял фильм-исследование, где объединил образы Коркыт-ата, существующие в Казахстане, Азербайджане и Турции.
В процессе сбора материала его поразило многообразие легенд о Коркыте, существующих в Казахстане, Азербайджане и Турции. Если в Казахстане к Коркыту относятся больше как к мифологическому сказочному образу, то в Азербайджане и Турции никто не сомневается, что это реальная историческая личность. Для азербайджанцев приписываемая Коркыту «Китаби деде Коркут» является уникальным источником, сохранившим и объединившим в себе историю всех тюркских народов.
Многие события, описываемые в 12 сказаниях «Китаби деде Коркут», еще доисламского происхождения. Деде Коркут выступает в них одновременно и как автор, и как персонаж. Что примечательно, книга, где ярко описаны история, обычаи, традиции, богатая культура тюрков-огузов, насыщена пословицами, поговорками и образными выражениями: «Не сгубив своего имущества, человеку не прославить себя щедростью», «Дочь без примера матери наставления не примет, сын без примера отца угощения не устроит», «Пусть лучше дом развалится, если там не бывают гости. Пусть лучше не взрастет трава, если ее не щиплет лошадь. Вода, не пригодная к питью, пусть лучше не бежит по ложбинам».
Имя Коркыта (Коркута) состоит из двух частей – кор и кут. Кор – зло, несчастье, а, напротив, кут – добро, благодать. Так кем же был на самом деле Коркыт-ата?
Олжас Сулейменов считает, что в поисках истоков деде Коркута нужно обратиться к истории Древнего Египта.
– Три или даже четыре тысячелетия назад, когда Египет процветал и умножался, он был заселен множеством этносов, каждый из которых наверняка оставил в этой стране следы своей культуры, – говорит он. – Именно тогда возник миф о восходящем солнце – горкл, и заходящем солнце – горкыт. Имя Солнца отражено в герое-победителе. Это греческий Геракл, римский Геркулес, в этрусской традиции – Геркле, в христианской – Георгий Победоносец, в тюркской – Гер-оглы.
В Казахстане по-разному воспринимается личность Коркыта. Для одних это мифический дух, которому поклоняются, как святому, но для большинства он все же реальный человек, музыкант, создатель кобыза – самого древнего струнного инструмента, который, по мнению известного дирижера и скрипача Владимира Спивакова, является прародителем скрипки.
В казахской легенде о Коркыте рассказывается, что когда ему было 20 лет, навестивший его божий посланник сказал, что проживет он не больше 40. Пытаясь изменить судьбу, Коркыт решил отыскать Жеруйык – землю обетованную, где человек живет вечно. Оседлав верблюдицу Желмая, юноша отправился в путь.
Убегая от смерти, Коркыт побывал в четырех концах света, но нигде не обрел вечности. Тогда он понял, что земли обетованной не существует, и решил найти центр земли. Им оказалось побережье Сырдарьи. По преданию, земля здесь соединяется с космосом. И ведь на самом деле: именно отсюда 12 апреля 1961 года оттолк-
нулся человек, дерзнувший проникнуть в глубины Вселенной.
А вот как согласно легенде появился кобыз. Однажды к Коркыту, утомленному однообразием звуков на земле, во сне явился ангел: «Коркыт, твой кобыз словно голень шестилетнего холощеного верблюда. Обтяни его кожей одногорбого верблюда, установи сверху подставку из рога темно-рыжего козла и натяни струны из некрученого конского волоса от пятилетнего жеребца. И будешь ты обладать дивным инструментом». Игра Коркыта привлекала все живые существа – летающих птиц, бегающих зверей, которые пытались пройти к нему через пески и людей. Все, в ком была жизнь, сидели на берегу, и слушали кобыз. В этих словах легенды заключен ее главный смысл – единение всего живого против самой смерти. И пока пел кобыз Коркыта, смерть бессильна была забрать кого-то из этого мира. Но однажды Коркыт, устав, все-таки заснул. Смерть, приняв облик змеи Кайрат-жылан, ужалила его.
По просьбе Коркыта на его могилу положили кобыз, который сразу запел под дуновением ветра. Звук струн того кобыза до сих пор слышен в необъятных степях Казахстана. Мемориальный комплекс Коркыт-ата в Кызылорде с поющими трубами и пирамидой, исполняющей желания, напоминают о музыканте, не избежавшем смерти, но благодаря волшебным звукам кобыза навечно остался в мире людей.

4 001
Разия ЮСУПОВА