Духовный код и ДНК культуры

История успеха

5 001

Дизайнерские вещи Жанар Еркингалиевой – это совершенно новое решение и подход в возрождении традиций казахского народа через современные веяния моды. Коллекции бренда ZHANAR широко известны не только в Казахстане, но также в России и ряде других зарубежных стан. Именно необычным отражением национального колорита в своих изделиях выпускница Московского государственного текстильного университета покорила модных критиков разных стран.

5 003

Вдохновение из сундука
Как говорит сама Жанар, ДНК, проходящей через все ее авторские коллекции, являются асыки. Эта игра, с детства знакомая каждому жителю нашей страны, отражает не только особенный дух нашего менталитета, наших нравов, традиций, но и наполняет изделия непередаваемой энергетикой искренности и беззаботности. Дизайнеру удалось стилизовать асыки, превратив их не просто в модную фишку, а в тренд, воссоздающий глубину взглядов на историю казахского быта.
Асық ату – одна из древнейших игр кочевников, хотя в нее играли и оседлые народы. Асыку издревле приписывались священная сила, магические свойства. Старые и молодые, богатые и бедные – все с почтением относились к этому элементу игры. Кстати, в 2017 году эта игра вошла в список наследий ЮНЕСКО.
Издревле считалось, что асык может уберечь от злого глаза. Кости передавались по наследству целыми мешками. Самому младшему доставалось обычно много, но больше всего асыков было у того, кто хорошо играл.
Именно такой мешочек с наследством и стал отправной точкой для создания удивительного бренда Жанар Еркингалиевой.
– Идея использовать асыки в одежде и украшениях пришла спонтанно. Мы с дочерью гостили у мамы в Уральске и как-то разбирали старый сундук на балконе. Среди вещей мы нашли полотняный мешочек, из которого россыпью высыпались асыки. Мы вспомнили, что наш дедушка много лет назад собирал их для моего брата. Это было той самой вспышкой. Я увидела эти асыки как элемент одежды – пуговицы. Уже в Москве совместно с ювелиром мы воплотили эту идею в жизнь. Пришлось постараться, но сделали оригинальные пуговицы. Дальше – больше. Затем попробовала изготовить кулоны и пряжки, с последними было сложнее, ведь они должны быть функциональными и крепкими. Мне хочется преподносить национальные мотивы, миксуя их с современными материалами и видением, – говорит дизайнер.

5 004

Хочешь творить – умей вертеться
Жанар училась и работала в Москве. Свой путь к успеху она начала уже с первых курсов университета, совмещая учебу со стажировками в модных домах и участием в международных и российских конкурсах, где неизменно занимала призовые и первые места, в том числе в Японии, Италии и Польше. Тогда приходилось сочетать учебу с работой в одной из престижных компаний дизайнером по рекламе и витринам. Также в 2007 году работала дизайнером по приглашению российской марки Kira Plastinina. В 2009 году параллельно основала собственный бренд ZHANAR.
– Живя и творя далеко от родины, мне всегда хотелось вносить в свои работы теплоту родного дома через какие-то узнаваемые символы. Фишкой моего бренда стала задумка на основе современного европейского костюма сделать национальную изюминку. Конечно, это не ново, многие используют эту идею, но я пошла другим путем. Брала какие-то узнаваемые элементы национальной культуры и трансформировала их в модную одежду. Одной из таких трансформаций стало использование асыка как элемента одежды и ключевого компонента дизайна ювелирных украшений, бижутерии и даже принта на тканях, – рассказывает Жанар.
Материал с асыковым принтом совершенно уникален. Для его создания мастер использовала настоящие кости, разукрашивала их в разные цвета, составляла из них композиции, которые в итоге отрази­лись на ткани.
Одна из первых коллекций Еркингалиевой так и называлась – «Асыки», с ней она участвовала на Неделе моды в Москве. Это был дебютный выход, который сразу получился весьма успешным – коллекция заняла первое место в номинации «Лучший дебют сезона».

Символично и практично
Настоящим хитом продаж тематической линии Жанар стали запонки в виде асыков. Их сначала изготавливали только из серебра, а позже стали делать из стали. Причем такие сувениры с удовольствием разбирают на подарки как в Казахстане, так и увозят за рубеж.
– Использование асыков именно как мужского аксессуара очень символично. Издревле считается, что это мужской знак, подразумевающий успех и удачу. Даже игра в кости в основном была распространена среди мальчишек. Это не просто украшение, но и талисман, – рассказывает дизайнер.
Заказывать изделия пришлось за рубежом, в Гуанчжоу. Так получилось намного выгоднее, чем при работе с местными производителями. Разбивая все стереотипы о китайском качестве, данные изделия отличаются безукоризненной прочностью.
– К сожалению, в Казахстане еще не могут делать в промышленном масштабе подобные изделия, отвечающие достойным качеством, с использованием новых технологий. Наши мастера славятся ручной работой. В этом им равных нет. Однако, чтобы поставить продажи на поток, нужно более широкое производство и не завышенная себестоимость, – говорит предприниматель.
К слову, ткани для своих коллекций дизайнер также заказывает в Италии.

5 002

Командная работа
В настоящее время Жанар и ее команда из трех человек работают в маленьком ателье, помещение которого арендуют в административном здании. Данную мастерскую дизайнер открыла всего лишь полгода назад. Несмотря на то что бренд существует уже девять лет, раньше все изделия отшивались в домашних условиях, что-то заказывалось в других ателье и на фабриках.
– Развитие своего дела требует определенных финансовых вложений, поэтому быстрого старта не получилось. Сейчас мы уже стабильно работаем, но до сих пор есть определенные трудности. Ведь постоянно нужно платить аренду, заработную плату, закупать ткани и прочие расходы. Однако мы на пути развития. У нас уже есть свои постоянные клиенты и появляются новые. Наши изделия продаются в Москве, Алматы, Астане и Уральске, но в скором будущем планируем расширить географию до Санкт-Петербурга и Киева, – говорит предприниматель.
Жанар вспоминает, что долго раскачиваться после открытия мастерской им не пришлось – сразу же поступил серьезный заказ, который стал настоящим испытанием для молодой, еще не сработавшейся команды:
– К нам пришла клиентка в интересном положении, у которой через два дня уже была назначена дата свадьбы. Создать красивое платье для невесты за экстремально короткий срок, еще и с учетом того, что мы с коллективом вместе не работали и не знаем, кто на что способен, – это было вызовом судьбы. Однако сотрудницы показали настоящий профессионализм, мы ночевали в мастерской, но справились с заказом. Невеста была счастлива, и мы невероятно рады, что смогли выполнить ее желание. После такого «первого блина» нам уже не страшны никакие испытания, я уверена в своей команде, что нам любая задача по зубам.
В данном ателье готовы осуществить любую задумку клиента – разрабатывают эскиз, подбирают ткани. Весь процесс от идеи до последнего шва выполняется с особой скрупулезностью и ответственностью.
Сейчас работаем над коллекцией предстоящего сезона «Осень – зима 2018–2019».
– Одна из фишек в любой нашей коллекции в том, что в создании вещей я использую мягкие, плавные, текучие линии. Все линии конструктивно сложные, притом что силуэт классический. Вот, к примеру, платье «Домбра». Называется оно так, потому что некоторые его части повторяют форму казахского национального музыкального инструмента, – рассказывает модельер.
С помощью такого симбиоза форм, линий, традиционных символов мастер умело и ненавязчиво интегрирует национальный код и духовное богатство Казахстана в современную моду, знакомя весь мир с богатой палитрой наших традиций, культуры и обычаев.
Наталья ГЛУШАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА