Этнограф Великой степи

В Алматы состоялась Международная научно-практическая конференция, посвященная 150-летию со дня рождения Александра Затаевича

5 001

Участие в форуме приняли композиторы, музыканты, литературоведы, писатели, фольклористы, журналисты. Каждый из них в своей исследовательской и творческой работе обращается к музыкальному и этнографическому наследию Александра Затаевича. Наследие это, как подчеркнул во вступительном слове директор Института литературы и искусства имени
М. О. Ауэзова доктор филологических наук Кенжехан Матыжанов, бесценно и безгранично.
– Созданные Александром Затаевичем сборники «1000 песен казахского народа» и «500 казахских кюев и песен» – это кладезь знаний по казахской музыкальной традиции, они помогли воспитать не одно поколение исполнителей, композиторов, исследователей, по ним постигает мир казахской культуры творческая молодежь, признанные авторитеты в области культуры и искусства. Прикасаясь к этим трудам, любой человек, будь то профессиональный исследователь или любитель музыки, открывает все новые и новые грани в казахской культуре, – подчеркнул Кенжехан Матыжанов.
Продолжая тему, главный научный сотрудник Института литературы и искусства Сара Кузембай отметила, что творческое наследие Александра Затаевича перекликается с идеями Главы государства, высказанными им в статье «Семь граней Великой степи».
– В статье наш Президент рассуждает о древнем песенном жанре сарын как о кладезе народной традиции, который нужно популяризировать с помощью новых технологий. Напомню, что впервые произведения этого жанра были опубликованы Александром Затаевичем – исследователем, полюбившим нашу культуру всем сердцем, – сказала она.
Сара Кузембай напомнила, что на протяжении 16 лет он объездил Великую степь, собрал многожанровую многоликую культуру, сохраненную в устной традиции. Вместе с тем Александр Затаевич известен и как пропагандист казахского искусства. Собранные обработанные кюи он посылал именитым деятелям мировой культуры, в их числе был французский писатель, общественный деятель, музыковед Ромен Ролан. Она процитировала строки из его письма Затаевичу: «В минуты тихого духовного состояния я проигрываю ваши казахские песни».
– Затаевич был первым композитором, сделавшим фортепианные обработки казахской народной музыки. Его по праву считают основоположником современного профессионального искусства, в частности казахской фортепианной музыки. Широко известны изданные Затаевичем «Казахские песни в форме миниатюр на народные темы» и сборник «Песни Казахстана», – отметила научный сотрудник.
Исследователь подчеркнула, что записи Затаевича явились ценнейшим источником для создания новых оперных, симфонических произведений:
– Творческое использование собранного им песенно-инструментального фольклора мы находим в сочинениях Евгения Брусиловского, Ахмета Жубанова, Латифа Хамиди, Газизы Жубановой, а также в произведениях русских и современных композиторов.
Музыковед, заслуженный деятель РК Юрий Аравин продолжил тему многогранности творческих исканий Затаевича:
– Как исследователь этнограф Затаевич вышел далеко за рамки обычной записи и паспортизации. Каждое зафиксированное на нотоносце произведение он сопровождал комментариями, примечаниями.
В этой работе, по словам музыковеда, проявилась многогранность его творческой мысли.
– Затаевич был первым, кто обратил внимание на скрытый потенциал тембра домбры, многообразие звучания казахского инструмента. Анализируя кюи, он первым отметил их симфонические возможности и весьма точно отметил, что казахская музыка – это уже классика, наличие профессионализма в устной традиции, – высказал свое музыковедческое суждение Юрий Аравин.
Заведующая отделом аналитики и внешних литературных связей Института литературы и искусства кандидат филологических наук Светлана Ананьева обратила внимание на литературное дарование Затаевича. К слову, как журналист и критик, он проявил себя в молодости, сотрудничая с газетой «Варшавский дневник». И эти навыки востребованы в его этнографической работе. Он преподносил миру казахское искусство, раскрывал его самобытность, уникальность не только в музыкальном, но и в эпистолярном жанре. «И только в казахской степи сохранилось редчайшее искусство импровизации, давно утерянное в Европе», – процитировала Затаевича Светлана Ананьева.
Ученые сошлись во мнении, что труды Александра Затаевича являются важнейшим багажом в процессе просвещения, реализации задач Главы государства по обучению молодого поколения казахской традиции и культуре, изложенных в программе «Рухани жаңғыру».
Юрий КАШТЕЛЮК