Голос необъятной степи

В это воскресенье казахстанцы отметят Национальный день домбры

7 003

Новый ежегодный праздник учрежден по инициативе Главы государства и посвящен музыкальному инструменту, который по праву можно назвать одним из главных символов страны.

7 002

Звучание веков
Домбра способна языком музыки передать философию народа, всю гамму чувств и переживаний. Это голос степи, который формировался веками.
Во время раскопок древнего Хорезма найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют внешнее сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана. Инструмент, по форме напоминающий домбру, был найден археологами в захоронениях на территории Монголии, его возраст определен в полторы тысячи лет.
Об этом нам рассказала профессор кафедры «Музыковедение и композиция» Казахской нацио­нальной консерватории имени Курмангазы, доктор искусствоведения Сауле Утегалиева.
Современная домбра ведет свою историю с XIX века, когда получили большое распространение айтысы – поэтические состязания акынов – и исполнение терме – поучительных музыкально-поэтических миниатюр в сопровождении домбры.
Тогда считалось, что самый лучший инструмент для исполнителя – тот, который он делает для себя сам.
– Сегодня мастера музыкальных инструментов владеют исполнительским мастерством игры на добре, ведь для того чтобы почувствовать инструмент, нужно уметь на нем играть, – отметила важную деталь Сауле Утегалиева.

7 001

Дело мастера
Муса Адил – мастер музыкальных инструментов Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Свою первую домбру он создал в 70-х годах.
– Я учился в консерватории по классу кобыза, осваивал исполнительское мастерство. Вместе с тем было желание делать инструменты. Можно сказать, что руки сами потянулись к этому делу. Так я начал осваивать эту профессию, – рассказал Муса Адил.
С тех пор в его активе более 2000 инструментов. Мастер отмечает, что сегодня технологии позволяют сделать инструмент за пару недель. Но он работает не торопясь.
В деле мастера музыкальных инструментов самое главное – добиться гармоничного звучания. Как мы знаем из истории, старинные мастера стремились получить идеальный звук, они работали над этим годами. И в этом плане мастера сегодняшние ничем не отличаются от них.
– Домбру можно сделать из цельного куска дерева. Это старинная технология. Тембр у такого инструмента очень приятный, – отметил Муса Адил.
Но чтобы добиться сильного звука, мастера создают сборный музыкальный инструмент, который состоит из нескольких частей: заднего корпуса, деки – передней крышки домбры, струн и грифа с нотными точками.
Начинают изготовление домбры с подготовки материала.
– Самый распространенный материал для изготовления корпуса – клен, а точнее, клен явор. На срезе древесина имеет перламутровый рисунок. А деку мы делаем из тянь-шаньской ели, – раскрыл профессиональные тонкости Муса Адил.
Сегодня можно приобрести любой материал, но в былые времена приходилось проявлять смекалку. Так, в 70–80-х годах мастеров музыкальных инструментов можно было увидеть в самых неожиданных местах, например там, где сносили старые дома.
– Раньше у нас строили дома из тянь-шаньской ели, после их сноса бревна становились бесхозными, и мы давали этому материалу вторую жизнь, – рассказал мастер.
Один из самых кропотливых моментов в технологическом процессе – изготовление струн. Профессор Сауле Утегалиева отметила, что сегодня мастера для струн используют леску. Но для настоящего, «природного» звука струны изготавливают по старинной технологии. Исходным материалом для этого служат сухожилия и кишки домашних животных. Мастер рассказал, что баранья кишка сушится и растягивается на специальном станке до определенной толщины, а затем скручивается до состояния тонкой нити.
– Раньше такие струны изготовлялись на мясокомбинатах. И я знакомился с этим технологическим процессом. Сегодня мастера делают эти струны сами, – сказал Муса Адил.
Ранее фабричные производители лакировали домбры. Но чтобы добиться подлинного звучания инструмента, корпус оставляют нелакированным.
Муса Адилов отметил, что в консерваторской мастерской, где работают специалисты разных поколений, чтят традиции прошлого, при этом мастера всегда в поиске новых, ярких звуковых красок.

7 004

Домбра сегодня
Профессор Сауле Утегалиева подчеркнула, что в независимом Казахстане популярность домбры вышла на международный уровень.
– Мы получили возможность давать концерты за рубежом. В свою очередь приезжающие к нам гости из других стран стали посещать концерты домбровой музыки. Вслед за этим у зарубежных исследователей проявился интерес к этому инструменту, – рассказала она.
Так, в республику приезжали американские музыковеды, они изучали историю домбры, учились играть на инструменте.
Вместе с тем огромен интерес казахстанцев к домбровой музыке. Об этом можно судить по количеству студентов, обучающихся по классу домбры в консерватории.
– Если несколько лет назад у нас было не более 25 студентов, то в этом году – 40, а в будущем планируется около 50, – привела цифры профессор.
Она особо отметила, что праздник, инициированный Главой государства, откроет новую веху в истории домбры:
– Это замечательная инициатива. У нас будет создаваться больше разнообразных программ по обучению игре на домбре, станет еще больше мастеров высокого профессионального уровня. Они будут дарить свое искусство как отечественному слушателю, так и зарубежному, рассказывая языком музыки о нашей замечательной стране.

7 005
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА