Город познания

В рамках государственной программы «Рухани жаңғыру» издано методическое пособие для преподавателей «Историческое краеведение города Алматы»

4 001

4 002

Руководство для педагогов разработано преподавателем общественных дисциплин Алматинского государственного колледжа новых технологий Гульназ Бейсенбаевой. В состав редакционной коллегии вошли педагоги и специалисты, в течение многих лет изучавшие историю Жетысу и города Алматы. Это директор Алматинского колледжа новых технологий Даулет Басенов, возглавивший редколлегию, заместитель директора этого колледжа Елена Передерий, ведущий научный сотрудник Музея города Алматы, Объединения музеев города Алматы Гульмира Билялова и кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Музея слияния культур Мурат Нурпеисов.
Представление книги состоялось на открытии студенческой краеведческой конференции, в ходе которой 50 учащихся различных коллежей города выступили с докладами на тему истории Алматы и окрестностей мегаполиса. К слову, начинающие краеведы готовили свои работы с педагогами по новому методическому пособию. И такая подготовка, как отметил Мурат Нурпеисов, принесла свои плоды: доклады охватывали различные этапы становления и развития Алматы с глубокой древности по сегодняшний день.
Делая обзор методического пособия, автор отметила, что идейной основой для его создания послужила статья Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», в которой Лидер нации инициировал создание программы «Туған жер». Гульназ Бейсенбаева напомнила слова Первого Президента РК: «Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. «Туған жерін сүйе алмаған сүйе алар ма туған елін?», или «С чего начинается Родина?» В этих произведениях есть большой смысл. Почему малая родина? Человек – существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина – это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно».
Эпиграфом автор пособия выбрала слова Чингиза Айтматова: «Труднее всего рассказывать о каком-либо городе, даже о своем родном. Всегда чувствуешь, что не в состоянии поведать и сотой доли того, что хотел. Города – это миры нашей планеты, это далекое прошлое, и сегодняшний день, и наше будущее».
Содержание программы разбито на пять разделов. В первом разделе, озаглавленном «Историография изучения города Алматы», собраны материалы, повествующие о становлении и развитии археологической науки, краеведческих исследований, музеев, чьи экспозиции посвящены прошлому и настоящему родного края. Также автор книги знакомит преподавателей с археологическими и письменными памятниками региона.
Второй раздел – «У истоков города» посвящен древней истории, рассказывает о поселениях эпохи бронзы и средневековых городищах на территории Алматы, а также рассматривает Великий шелковый путь как фактор культурных коммуникаций в Средневековье.
Материал третьего раздела – «Верненский период в истории Алматы» посвящен основанию в 1854 году воинского укрепления, давшего начало современному городу. Здесь же повествование о русском зодчем французского происхождения Поле (Павле) Гурдэ, военном инженере Андрее Зенкове, с именем которого связано возведение одной из главных достопримечательностей нашего города – Свято-Вознесенского кафедрального собора, рассказ о военном губернаторе Семиреченской области Герасиме Колпаковском. Отдельно в этом разделе автор выделяет тему историко-культурного наследия города Верного в наше время.
Насыщенная историческими событиями четвертая глава – «Алма-Ата – столица советского Казахстана» начинается с довоенного периода и повествует о том, как после переноса столицы из Кызылорды проходило становление Алма-Аты, рассматривается период Великой Отечественной войны, формирование военных подразделений, эвакуация в Казахстан. Последующие очерки посвящены послевоенному развитию города – постепенному преобразованию провинциальной Алма-Аты в крупный город с современной инфраструктурой.
Пятый раздел – «Современный Алматы» подчеркивает историческое значение нашего города в становлении и развитии современного Казахстана. В разделе Алматы рассматривается как колыбель Независимости, где впервые принял свою присягу Елбасы, состоялось множество других важнейших событий, ставших ключевыми в процессе формирования структур молодого государства. Наряду с этим в разделе приводятся сведения по современному городскому развитию, публикуется статистика показателей экономического роста крупнейшего города нашей страны.
Лаконичное и вместе с тем емкое изложение исторических фактов сопровождается методическими рекомендациями, в издании приводится тематическая разбивка курса, которая призвана помочь педагогу составить план занятий, также даны планируемые результаты обучения. Этот подраздел позволит преподавателю определить необходимый объем информации, который должен усвоить студент по итогам изучения той или иной темы.
В ходе представления издания директор Алматинского колледжа новых технологий подчеркнул его универсальность.
– Пособие написано живым и доступным языком, поэтому может служить учебником и самоучителем для студентов, а также для всех, кто изучает историю города, – отметил Даулет Басенов.
В процессе подготовки книги Гульназ Бейсенбаева провела длительную и кропотливую исследовательскую работу. Автор призналась, что задача по написанию книги была весьма непростой, так как краеведческой литературы, посвященной Алматы, издано немного.
– Первые попытки обобщения исторических сведений предприняты в работах Горячевой и Фришман «Заря над Семиречьем», Дуйсенова «Алма-Ата вчера, сегодня, завтра», Джусупбекова «Верный. 1854–1916 гг.». Широкую известность в 80–90-х годах ХХ века получили исследовательские работы Урашева по верненскому периоду истории Алматы, – поделилась результатами анализа краеведческой литературы автор пособия.
Недостаточность исторического материала по древней истории региона и сосредоточенность местных краеведов советского периода на исторических событиях позапрошлого века привели к тому, что долгое время отсчет истории Алматы начинался с 1854 года – со времени основания военного укрепления. Между тем доказательства древнего происхождения Алматы десятилетия оставались без должного внимания исследователей.
– Данные археологических раскопок, письменных и нумизматических источников неоспоримо свидетельствуют о существовании в IX–XV веках города, локализованного в районе современного Алматы и носившего имя, звучащее, как и сегодня, – Алматы, – подчеркнула Гульназ Бейсенбаева.
В последние десятилетия, отметила она, фокус научных исследований переместился на древнюю историю города и в авангарде этого процесса был именитый археолог, академик Карл Молдахметович Байпаков. Он возглавил коллектив авторов, выпустивших в 2006 году научный труд «История Алматы». Ценность этого издания заключается в том, что оно рассматривает историю города с древнейших времен до наших дней, поэтому для автора пособия этот двухтомник стал одним из основных научных источников.
Наряду с этим в процессе подготовки пособия автор изучила подшивки газет «Вечерний Алматы», где регулярно публикуются материалы по истории города, в частности очерки Василия Шупейкина по дореволюционному периоду, насыщенные историческими фактами и другой важной для изучения истории города информацией.
Автор подчеркнула, что собранные в учебном пособии материалы призваны обогатить знания молодого поколения по истории малой родины.
– Основной целью изучения истории своего края является формирование самосознания обучающихся, воспитание у них патриотических качеств, пробуждение интереса к своему городу и углубленные знания о нем. Все это лучше воспринимается студентами через краеведческую работу, участие в выполнении краеведческих заданий, в туристических походах и экскурсиях, – подчеркнула она.
Подобная форма работы, по убеждению автора пособия, не только воспитывает у студентов необходимые патриотические качества, но и расширяет их кругозор, дает необходимые для жизни навыки и умения, содействует выработке коллективизма и ответственности.
В подтверждение этих тезисов Гульназ Бейсенбаева привела цитату Елбасы из статьи «Семь граней Великой степи»: «Воспитание чувства гордости за свою историю, воспитание патриотизма должны начинаться со школьной скамьи. Поэтому важно создать историко-археологическое движение при школах и краеведческих музеях во всех регионах страны. Приобщенность к национальной истории формирует чувство единства своих истоков у всех казахстанцев».
Пособие прошло апробацию в Управлении образования города, официально зарегистрировано в Книжной палате Алматы.
На конференции в Алматинском колледже новых технологий студенты приняли участие в конкурсе на лучший доклад. В число авторов, наиболее полно раскрывших тему, вошли Айгерим Кувандыкова (Алматинский колледж туризма и гостеприимства), Дмитрий Грибенщиков (Алматинский колледж строительства и менеджмента), Владимир Хижников (Алматинский колледж пассажирского транспорта и технологий). Победители казахского отделения: Кундыз Тасыбек (Педагогический колледж иностранных языков), Айганым Караш (Алматинский политехнический колледж) и Интизар Ярмухамедова (медицинский колледж «Эмили»).
– Подготовленные доклады послужат ребятам основой для развития своих проектов, они будут их совершенствовать, составлять экскурсионные маршруты, а значит, их интерес к истории края будет расти, – заключила автор учебного пособия.
Юрий КАШТЕЛЮК

Фото из архива Гульназ Бейсенбаевой; Кайрата КОНУСПАЕВА