Интеллектуальный вектор

Как привить казахстанцам культ знаний и постоянно повышать свой образовательный уровень?

В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обозначил мировоззренческие аспекты, касающиеся того, каким образом наша страна может стать нацией сильных и ответственных людей в условиях динамично меняющегося глобального порядка. Национальное сознание в XXI веке должно измениться.

8 001Как привить казахстанцам культ знаний и постоянно повышать свой образовательный уровень? Об этом рассуждает профессор, доктор философских наук, декан факультета философии и политологии КазНУ им. аль-Фараби Алия Масалимова.
– Лидер нации акцентирует внимание на внутренней интенции, желании и стремлении к обновлению, на способности осознанно преобразовывать окружающий мир, – говорит ученый. – Модернизация сознания будет успешна, если мы будем понимать, что конкретно человеку мешает созидательно думать и как развивать критическое мышление наряду с креативным, инновационным мышлением. Один из путей вхождения в топ развитых стран – это интеллектуальный вектор. Именно через образование, науку, инновации общество повышает свой человеческий капитал, конкурентоспособность. Интеллектуальный капитал – реальный ресурс, накапливаемый на основе человеческого, социального потенциала общества. А общество – это все мы вместе и каждый в отдельности. И от того, в каких ценностно-смысловых контекстах воспитывается каждый гражданин нашей страны, зависит будущее народа.
– Какова в данном контексте роль университетов?
– Им, безусловно, принадлежит большая роль как научно-исследовательского и образовательного центра, особой академической среды, в которой обучающиеся получают глубокие профессиональные знания и формируются как личности с высокой культурой. В этом направлении КазНУ им. аль-Фараби последовательно реализует такие проекты, как AlFarabiUniversity – SmartCity, «100 книг», «Айналанды нұрландыр» и другие. Коллектив факультета философии и политологии активно участвует в реализации проекта перевода на казахский язык 100 лучших учебников по философии, психологии, социологии и антропологии.
Глобальный процесс интернационализации образования обусловил вопросы, касающиеся преподавания на английском языке. Модель трехъязычия на сегодняшний день активно внедряется в систему отечественного образования. В качестве идеального примера это опыт Назарбаев школ, где преподавание ведется на трех языках и ученики свободно владеют казахским, русским, английским языками. Соответственно, высшая школа на современном этапе должна быть готова обучать одаренных и хорошо подготовленных выпускников средних школ, отвечать их запросам и предоставлять качественный уровень преподавания.
Современный мир склонен к проявлению различного рода культов и кумиров. Создание идолов заложено в сознании молодого поколения. Нельзя однозначно утверждать о вреде тенденции культивирования, все чаще в социальных сетях можно заметить различные истории становления таких успешных людей, как Марк Цукерберг, Стив Джобс или Илон Маск, то есть людей, совершивших определенный переворот в области информационных технологий и науки. Они представители self-madepersons, то есть людей, которые «сами сделали себя» и являются успешными. Их целью было изменение мира посредством своих знаний, а материальное богатство пришло лишь как следствие упорного труда и несгибаемого характера.
– Для чего современной молодежи нужно изучать опыт успешных людей? Ведь его повторить может, мягко говоря, не каждый?
– Я уверена, что популяризация историй успешных личностей жизненно необходима. Дело в том, что кумирами молодежи все чаще становятся интеллектуально развитые и умные люди. Историями их успеха вдохновляются и именно их примеру стараются следовать. Этот факт не может не радовать. Молодое поколение понимает, что теперь только от их собственных знаний и умений зависит то, каким будет твое будущее.
Говоря о необходимости культивирования знания в современном мире, уместно будет вспомнить интересную позицию немецкого философа XXI века Одо Маркварда о нынешней действительности. «Люди больше не взрослеют», – заявляет философ. Что же это значит? По мнению ученого, XXI век охвачен такой тенденцией, как ускоренное устаревание опыта. Прогрессирующие с ошеломительной скоростью техника и наука способствуют устареванию большого числа явлений и, соответственно, человеческого опыта в определенных сферах. Будущий мир представляется совсем иным и чуждым в отличие от мира сегодняшнего. По этой причине у современного человека появляется некий страх перед неизвестным будущим, где его профессиональный опыт будет неактуален. Именно этот факт, по мнению Одо Маркварда, приравнивает взрослого и ребенка – отсутствие наличия необходимого опыта. Действительно, идея совершенствования человека и технического прогресса теперь как никогда укореняется в нашем сознании – чтобы быть конкурентоспособным, нужно уже сегодня уметь делать то, что будет необходимо делать завтра. Идея long-lifeeducation, или обучения на протяжении всей жизни, исходит именно из посыла быстрого устаревания навыков человека. Отсюда развитие таких тенденций, как ускоренные курсы, дистанционное обучение и различные школы повышения квалификации.
– Почему современному человеку необходимо обучаться на протяжении всей жизни?
– Школа становится своеобразным феноменом современного профессионального мира – ведь знаний всегда недостаточно, навыки развиты не так, как хотелось бы, умения же требуют еще большей практики и так далее. Устаревший опыт требует замещения и компенсации в виде обученности. Поэтому школа становится самой нашей жизнью, а человек – учеником на протяжении всей этой жизни.
Происходит процесс трансформации самого понятия «знание». Теперь, чтобы быть успешным, мало просто знать, надо еще и уметь делать то, что другие делать не способны.
В условиях повсеместного развития готовности к иллюзиям важно не забыть о главной составляющей конкурентоспособного человека – оригинальности идей и способности к неординарному мышлению. Ведь в выдвигаемом списке профессий, которые в будущем времени исчезнут, нет ни одной, требующей творческой составляющей.
Культ знания – важное направление в модернизации сознания. Высокотехнологические условия, в которых живет современный человек, ставят перед ним все больше задач и целей в профессиональной области, достичь которые можно только благодаря высокому уровню образования. Новые технологии все более внедряются теперь уже не только в бытовую область жизни человека, но и представляют собой сильных конкурентов на занятие вакантной должности. На стороне технологий пытливый ум, способный решать миллионы задач одновременно, а также отсутствие потребности в таких простых человеческих запросах, как еда и сон, что, несомненно, в разы повышает работоспособность производства. В таких условиях опять же поднимается ценность уникальной творческой деятельности человека, на которую пока технологии не способны.
Все эти факторы еще раз указывают современному человеку о необходимости обладания знаниями нового формата. Наша эпоха выдвигает современные, порой кажущиеся недостижимыми требования к человеку как к профессионалу. Именно поэтому культ знания – это не только фактор конкурентоспособности, но и уже фактор существования современного человека. Как сказал Президент Нурсултан Назарбаева, образование – «фундаментальный фактор успешности нации в будущем». И наша задача, как представителей университетской среды, заключается в культивировании ценности образования, ценности знания, формировании культуры образованности и инновационного мышления.

Подготовила Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ