История успеха: Игра всерьёз

Вы думали, что настольные игры остались в далеком прошлом? А вот и нет!

5 001

Вы думали, что настольные игры остались в далеком прошлом? А вот и нет! Сегодня они обретают все большую популярность в мире. Согласно статистике, в Европе на одну семью приходится 26 настольных игр. Казахстан, как и остальные постсоветские страны, конечно, пока отстает, но благодаря влюбленным в свое дело активистам ситуация в скором времени может измениться. Один из них Кобыланды Жанабекулы, придумавший настольную игру «Казахское ханство».

5 003

Играй и узнавай
Его игра не только увлекает людей, заставляя вспомнить, что в мире есть и другие формы досуга, кроме смартфона, она также несет образовательную функцию. С историей нашей страны игра связана не слишком тесно, однако ее цель состоит в том, что каждый участник играет за реального исторического персонажа. Главная цель – как можно быстрее сделать своего персонажа ханом, объединяя племена, роды и жузы. Некоторые ученики настолько увлекаются процессом, что начинают интересоваться историей Казахстана, чтобы узнать, как все было на самом деле. А в одной из школ Астаны нашему герою рассказали, что после того как приобрели несколько игр «Казахское ханство» и поставили их в библиотеке, та по-настоящему ожила. Школьники стали заходить намного чаще. Используют игру и учителя, чтобы сделать урок истории более живым.
Такие истории вдохновляют Кобыланды Жанабек­улы не останавливаться на достигнутом и продолжать свою работу. Впрочем, он всегда верил в успех. Иначе бы не оставил свой бизнес ради сумасшедшей, на первый взгляд, идеи создать настольную игру.
– Я считаю, что человек должен заниматься в жизни тем, что ему интересно. Тогда он сможет с головой погружаться в свое дело, день и ночь работать на результат и не ныть, потому что кайфует от самого процесса, – уверен Кобыланды. – Я окончил Казахский национальный технологический институт имени Сатпаева по специальности «стандартизация, сертификация и метрология». Открыл свой бизнес, связанный с поставками оборудования, но вовремя понял, что это не мое. Зато играть в настольные логические игры я любил всегда. Перепробовал самые разные, и мне всегда было так обидно, что в Казахстане нет своих популярных игр. Таких как, например, «Монополия». А потом вдруг подумал, что если чего-то нет, это всегда можно создать самому. Тем более игры – это то, что я люблю.

Первые шаги
Не откладывая дело в долгий ящик, наш герой приступил к работе. Оказывается, замысел игры у него в голове всегда был, просто раньше он об этом не задумывался.
– Сначала я хотел создать более сложную игру, но в процессе работы понял, что пока для этого мне не хватает знаний и опыта. Тогда решил сделать нечто попроще для начала. Так появилась настольная игра «Казахское ханство» в том виде, в котором она сейчас есть. Это пошаговая стратегия, в которой вы играете за казахских султанов, желающих стать ханами. Игру я разрабатывал три месяца, занимаясь только ею, не спал ночами, но даже не подозревал тогда, что самое трудное ждет меня впереди, – рассказывает Кобланды Жанабекулы.
А трудность заключалась в том, чтобы найти хорошего дизайнера, ведь автор игры сразу решил, что экономить на качестве не будет и партнеров, которые помогут воплотить идею в жизнь, отыщет именно в Казахстане. А как известно, кто ищет, тот рано или поздно обязательно найдет.
– Я спрашивал у друзей и знакомых, могут ли они подсказать хорошего дизайнера, искал в Интернете, и ничего, – вспоминает собеседник. – Я уже почти отчаялся, когда вдруг обратил внимание на календарь. Он давно висел над моим рабочим столом, но я никогда его не рассматривал, а тут вдруг понял, что дизайнер, работавший над календарем, идеально мне подходит. Осталось только его найти.

Путь к успеху
Конечно, в то время поиски дизайнера все же не были единственной проблемой горевшего энтузиазмом молодого бизнесмена. Не менее актуален был и финансовый вопрос.
– Я вложил в проект свои средства, заработанные в прошлом, взял в долг у друзей. Всегда понимал, что деньги я найду. Главное – не экономить на качестве, нужно ориентироваться на европейские стандарты. А то есть люди, которые думают, что, грубо говоря, возьмут коробку из-под конфет, а фишки закажут в Китае – и готово, но это не работает. В результате продукция оказывается неконкурентоспособной, – отметил наш герой.
Стратегия Кобыланды оказалась успешной. В целом на воплощение проекта в жизнь ушел год. После того как дизайнера все же удалось найти, он быстро понял, что именно от него требуется, но много времени ушло на типографию, поиск цехов по производству пластика.
– Наши типографии привыкли иметь дело с разовыми проектами, а мне нужен был другой подход – постоянный и качественный выпуск игры, – говорит автор «Казахского ханства». – Конечно, я не сразу решил запускать игру в массовый тираж. Сначала сделал пилотный экземпляр. Дал поиграть друзьям, знакомым. Всем понравилось, и тогда я решился.

Конкурентов не боюсь
В итоге сегодня игру уже можно найти в школах Алматы и Астаны, торгово-развлекательных центрах. И это только начало. Кобыланды мечтает, чтобы в «Казахское ханство» играли во всех регионах нашей страны. Его не пугает серьезная конкуренция со стороны других стран.
– Конечно, сегодня мы не можем соперничать, например, с Россией, где рынок настольных игр составляет 7,9 миллиарда рублей год. Однако все еще может измениться, ведь сейчас наступил серебряный век настольных игр. Мы не должны отставать, – уверен Кобыланды Жанабекулы. – У меня в голове еще около десятка идей настольных игр, также я знаю и других авторов, у которых есть отличные задумки. Хочу, чтобы мы объединились и работали вместе, создав одну компанию, в которой каждый автор будет разрабатывать и продвигать свою игру, но в то же время мы будем вместе. В мире есть примеры таких компаний, это работает. Вместе всегда легче продвигать свое дело, чем поодиночке.

Все впереди
Наш герой активно работает над тем, чтобы желаемое стало действительным. В прошлом году он сам ездил по городам Казахстана и рассказывал о «Казахском ханстве».
– Мне хочется, чтобы как можно больше людей узнали о «Казахском ханстве», даже в самых отдаленных районах страны, куда сам я никогда не доеду. Очень надеюсь, что найдутся активисты, информационные партнеры. Приятно, что многие выказывают заинтересованность, ведь приобрести мою игру для продажи намного легче, чем, например, «Монополию», у которой есть официальные дистрибьюторы в Казахстане, – говорит Кобыланды Жанабекулы. – Однако в популярности игры пока нам все же конкурировать очень непросто. Для сравнения: тираж «Казахского ханства» составляет 1000 штук, а той же «Монополии» – 50 тысяч штук. Для меня это больной вопрос. Возвращение инвестиций идет очень долго. Не каждый рискнет.
Впрочем, Кобыланды никогда не опускает руки. Бизнес выходит на окупаемость, тираж игры растет, наш герой надеется, что сможет заразить своим энтузиазмом других авторов игр, и тогда вместе они свернут горы.

5 002
Елена СОКОЛОВА
Фотографии предоставлены героем материала