Кавалеры Великой степи

Героизм казахов в русско-французской войне 1812 года. Мифы и реальность

19 003
 
В социальных сетях активно обсуждается информация о мужестве и героизме казахов в Отечественной войне России 1812 года. Вот, например, такая популярная история: «14 сентября 1812 года Наполеон занял Москву и пробыл там 34 дня. Позднее не ожидавших нападения французов атаковала неизвестная конница и заставила их отступать. Когда французы стали выяснять, кто на них напал, обнаружились следующие факты. Русский царь Александр I обратился за помощью к казахскому хану, послав ему гонцов. Казахи не отказали царской России. Старший жуз выделил 50 тысяч всадников, Средний жуз – 12 тысяч, Младший жуз – 30 тысяч всадников. 92-тысячная конница двинулась в далекий поход на помощь. По пути к казахам присоединились и башкиры. Численность казахско-башкирской конницы перевалила за сотню тысяч. Перед такой силой французы не смогли устоять. Казахско-башкирская конница преследовала французов до самого Смоленска. Эта новость дошла до казахского народа через два века, благодаря французам, обнародовавшим свои архивы, выложив эти факты на всеобщее обозрение».
 
19 001 «Вечерка» решила выяснить достоверность данных сведений и обратилась к доктору исторических наук, профессору Зиябеку Кабульдинову.
– В распространяемой информации есть некоторые неточности и искаженные сведения, не совсем соответствующие исторической действительности и не подкрепленные имеющимися архивными источниками.
В 1812 году армия Наполеона I численностью свыше 600 тысяч солдат вторглась на территорию России. Началась Отечественная война русского народа, в которой приняли участие и представители других этносов России. В сложнейших условиях 6 июля 1812 года царское правительство обратилось к населению империи о необходимости защиты России от иноземных захватчиков, призыв о помощи долетел и до отдаленных казахских аулов через генерал-губернатора Оренбургского края Волконского. Манифест был переведен на татарский язык и обнародован среди мусульманского населения, в том числе и среди степняков.
Тогда для защиты Российского государства Оренбургский край отправил на освободительную войну 31 кавалерийский полк. Полки состояли из представителей разных народов, из них – 5 оренбургских, 5 уральских казачьих, 19 башкирских и 2 тептярских. Самостоятельных воинских соединений казахов не было, но они активно участвовали в войне наряду с другими народами многонациональной России: русскими, калмыками, татарами и башкирами. Казахи преимущественно воевали в составе башкирских и тептярских полков, в составе оренбургских полков сражалась и значительная часть казахских неофитов. Так, казахи в составе I Тептярского полка, входившего в казачий корпус генерала Платова, храбро сражались с французскими захватчиками в знаменитом Бородинском сражении: за участие в этой битве казахский воин Майлыбайулы был награжден серебряной медалью, а старшина Карынбай Зындагулы получил медаль на голубой ленте, чин хорунжих получили храбрые воины Мурат Кулшаранулы и Ериш Азаматулы. Героизм в сражениях с французскими захватчиками показали воин Боранбай Шаушбайулы и есаул Ыксан Аубакирулы. В сражении под Вязьмой есаул I Тептярского полка Сагит Хамитулы получил орден Святой Анны 3-й степени. Сражавшийся в составе башкирских соединений Нарынбай Жанжигитулы стал кавалером орденов Георгия. В этих же полках сражались и другие казахи. Например, Амен Байбатырулы за героизм, проявленный в сражениях под Лейпцигом и Глогау, был награжден серебряной медалью. Также немало казахов участвовало в заграничном походе русских войск.
Среди участников войны было немало крещенных казахов. Например, Яков (Жакып) Беляков, служивший в III Оренбургском полку, получил награду из рук самого Кутузова. Впоследствии он вышел в отставку и вернулся в свой родной аул, перейдя обратно в мусульманскую веру. Некоторые казахи, участвовавшие в войне, имели национальное вооружение: копья, соилы, айбалты, шокпары, сабли и луки.
Теперь о реальной численности казахов, участвовавших в этой войне и в заграничных походах русской армии в Западную Европу. Очевидно, что эти цифры в 92 тысячи всадников – искаженные и преувеличенные, и вот почему: во-первых, территория Старшего жуза была присоединена к Российской империи в 50–60 годы XIX века, в том числе и военным, насильственным путем. Не могли казахи этого этнополитического объединения выступить на стороне России, не являясь еще ее подданными.
Во-вторых, в 1810 году у казахов Младшего жуза был отобран огромный земельный массив общей площадью в 600 тысяч десятин наиболее плодородной земли в районе Илецкого городка, что вызвало взрыв возмущения со стороны казахов и позднее привело к восстанию под руководством Жоламана Тленшиулы. В этих условиях не могли возмущенные и выселенные с Новоилецкого района степняки Западного Казахстана предоставить такое количество воинов.
В-третьих, любое пересечение казахами пограничной линии четко фиксировалось рапортами представителей казачьих войск: один раз в две недели давались дежурные сводки о состоянии границы с казахской степью в Омск и Оренбург. Мы, работая во многих российских архивах, не обнаружили такого количества перемещения вооруженных степняков.
В-четвертых, через пограничную линию степняки пропускались в исключительных случаях, но без огнестрельного оружия.
В-пятых, количество награжденных на этой войне степняков едва превышает 10 человек, что не совсем похоже на воинственных жителей степи.
Единственное: в военных действиях против французов могли участвовать обедневшие казахи, пропущенные в башкирские кантоны, или степняки, которые были вынуждены принять ранее христианство в годы массового голода начала XIX века по двум указам от 23 мая 1908 года. И еще: теоретически в состав воюющей на стороне России армии могло влиться небольшое количество букеевских казахов, находящихся с 1801 года в междуречье Урала и Волги. По самым скромным подсчетам, количество участников войны против французов могло варьироваться от 5 до 10 тысяч человек. Для этого нужны дополнительные исследования, в том числе и во французских архивохранилищах.
– Расскажите подробнее, что за обедневшие и новообращенные христиане-казахи?
– Известно, что к началу XIX века между казахским и русским населением приграничных регионов начали устанавливаться добрососедские и мирные отношения, а прежние взаимные набеги постепенно пошли на убыль. На приграничных ярмарках активизировалась торговля, среди степняков и оседлых жителей получило некоторое распространение «тамырство». В 1801 году на правобережье Урала переселилось около 5 тысяч семей казахов Младшего жуза во главе с султаном Бокеем. В школах российских приграничных крепостей начала обучаться небольшая часть детей.
В то же время заметное сокращение пастбищных угодий, запреты казахам степной части Младшего и Среднего жузов к свободным переходам на внутреннюю сторону пограничной линии привели к постепенному разрушению скотоводческого хозяйства и заметному ухудшению социально-экономического самочувствия автохтонов. Так, период с 1803 по 1808 год на степной стороне Урала ознаменовался неурожаем трав, что вызвало массовый падеж скота. 
Как свидетельствуют архивные и письменные источники, начавшийся в этих условиях голод был настолько сильным, что в целях сохранения жизни своих детей степняки массово начали продавать их хивинским купцам, уральским и оренбургским казакам, российским крестьянам, оренбургским купцам и мещанам: степняки, превыше всего ценившие своих детей, были вынуждены прибегать к подобной непопулярной и, казалось бы, антигуманной мере. Были случаи, когда казахских детей покупали целые христианские общества. Невольничьи рынки Средней Азии заполнились несчастными казахскими детьми. Как пишет известный исследователь XIX века Добросмыслов: «Князь Волконский, увидев ненормальное положение, донес об этом императору Александру I и ходатайствовал, чтобы хивинцам было запрещено покупать киргизских (казахских – авт.) детей, а взамен того просил разрешить свободною покупку всем желающим русским подданным, особенно же магометанам, для чего полагал необходимым командировать в Оренбург опытных мулл, чтобы они увещевали киргизов по их бедственному положению переселяться в селения Европейской части России, где проживают магометане».
Скопление обедневших казахов на уральской и оренбургской линиях и массовые случаи попыток продажи ими своих детей, случаи несанкционированных переходов через Урал не могли не насторожить Оренбургское начальство: в этих условиях царизм идет на беспрецедентный шаг: 23 мая 1808 года издается именной указ, адресованный Оренбургскому военному губернатору князю Волконскому «О водворении кочующих поблизости Оренбургской линии киргизцев (казахов – авт.)». Согласно этому указу казахи пропускались на внутреннюю сторону на следующих условиях: во-первых, им было разрешено переходить на внутреннюю сторону и расселяться исключительно среди башкир – мусульман. Каждый переселившийся получал земельный участок и в течение 10 лет пользовался льготой от платежа «податей и всякого рода службы». Новые переселенцы пропускались на внутреннюю сторону без оружия, за исключением луков и стрел, которые они использовали для обычной охоты.
Несмотря на то, что переселение части приграничных казахов на внутреннюю сторону линии спасло их от неминуемого голода, все же компактного и оседлого их расселения среди башкир практически не было. Между казахами и башкирами существовали давние трения из-за событий 1755 года (тогда часть казахов Младшего жуза, по наущению оренбургского генерал-губернатора Неплюева, подвергла разгрому 50 тысяч укрывшихся в степи членов башкирских семей – авт.). Башкирские старшины старались не наделять казахов земельными наделами. В это время они сами испытывали земельную тесноту вследствие беспорядочной и массовой продажи ими своих земель за бесценок российским помещикам. Переход их в сословие башкир сулил многолетнюю армейскую службу, и она была им, привыкшим всегда жить свободно, тягостна. Нельзя было забывать менталитет кочевников-казахов, несколько презиравших оседлый образ жизни. Поэтому позднее значительная их часть вернулась в степь. Но получило широкое распространение такое явление, как наем казахов к башкирам на военную службу, и впоследствии некоторые из них храбро сражались в составе русских иррегулярных войск против французских войск.
19 0022
 
– Вернемся к доблестному участию наших соотечественников в наполеоновской войне...
– Участие казахов в освободительной войне русского народа против французских захватчиков имело огромное историческое значение, оказав самое благоприятное влияние на улучшение отношений между казахским и русским народами. Это было первое совместное боевое братство двух народов перед лицом общей угрозы порабощения. Жители степи на полях кровавых сражений показывали, насколько силен у них боевой дух. И это несмотря на то, что предшествующие годы для казахов были самыми тяжелыми: в 1822–1824 годах началась ликвидация государственности в обоих жузах, сопровождавшаяся серией национально-освободительных восстаний.
Казахское содержание в русско-французской войне было зафиксировано как на фронте, так и в тылу. После начала войны активизировалась казахско-русская торговля. Фронту нужны были скот, питание и одежда. Казахи Внутренней Орды, Младшего и Среднего жузов в большом количестве поставляли лошадей. Так, в период с 1804 по 1815 год казахи Внутренней Орды продали 47,2 тысячи лошадей, которые пошли на нужды войны. В Восточном Казахстане казахами, работавшими на рудниках Риддера, Зыряновска, было собрано для нужд обороны России 22 тысячи рублей. Казахи Елтонских соляных рудников собрали для армии около 1 миллиона пудов соли. И таких случаев помощи со стороны казахов было немало.
Записала Саида АХМЕДОВА