Казахстан сегодня: образование сквозь призму духовности

5 002Эдуард ПОЛЕТАЕВ, политолог:

– Поднимаемые в Казахстане вопросы соотношения образования и духовности актуальны не только потому, что они обнаруживаются в связи с требованиями XXI века, ставящего одну за другой проблемы, интенсивно меняющего образовательные подходы. Известно, что устойчивый рост культурно-образовательного и духовного потенциала страны во многом определяется степенью ее включенности в региональные, национальные и мировые процессы. А включенность эта Казахстану нужна, так как он собрался войти в тридцатку развитых государств мира. Кроме того, в Казахстане никогда не забывали, что высокий уровень развития образования и духовно-нравственных основ есть мера ответственности перед юным поколением, перед будущим страны.
Президент Казахстана в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» определяет, что успех и политической, и экономической модернизаций зависит в первую очередь от уровня общественного сознания, где приоритетом является духовность. Нурсултан Назарбаев – один из первых политиков постсоветского пространства, считающий, что нельзя допускать вакуум в идеологической сфере, иначе это пространство заполнится иными мировоззренческими установками. Тем более что сегодня в мире роль образования проявляется не только как система духовных ценностей, но и как индикатор политических процессов. Это потому, что образование является одним из основных факторов в отношениях внутри общества, между народами (особенно при знании ими нескольких языков), базисом, на котором стоят мир и согласие.
Продвинуть Казахстан к модернизации образования планировалось рациональной дорогой, хотя, к сожалению, на этом пути и по сей день имеется много критики. Ведь вопросы образования имеют отношение к жизни каждого человека, те или иные реформы порой воспринимаются болезненно, особенно консервативно настроенными гражданами. Хотя перед принятием тех или иных решений было проанализировано множество положительных и отрицательных примеров реформ. Советскую педагогическую систему сразу «ломать через колено» не стали, сохранив преемственность. Вместо партийной идеологии значительное место в работе стало отводиться духовно-эстетическому направлению. Постепенно появлялись педагоги новой формации, которые стремились рассказать обучающимся о возрождении духовности, возвращении к ней многих людей. Власти Казахстана и лично глава государства множество раз говорили о заинтересованности независимой страны в образованных людях. Они необходимы потому, что в период обучения у молодежи формируются патриотизм, нравственные и политические идеалы. С образованием, как правило, связывают такие аспекты развития человечества, как толерантность, справедливость и безопасность.
«В процессе образования решается много различных задач, но в самой главной части оно связано с трансляцией, передачей духовной продукции от тех, кто ее производит, к тем, кто ее, условно говоря, потребляет. Усвоение учащимися знаний в ходе получения ими образования для общества не менее значимо, чем его производство. Образование выступает главнейшим условием воспроизводства общественной жизни во всем ее многообразии», – считает профессор МГУ
им. М. В. Ломоносова, главный редактор журнала «Философия и общество» Иван Гобозов.
Образование является неотъемлемой частью такого экономического компонента, как человеческий капитал. К примеру, еще в 1993 году статистическая комиссия ООН разработала и приняла международный стандарт системы национальных счетов (СНС). Это система экономической информации, используемой в мировой статистической практике для описания и анализа экономических процессов на макроуровне. По данному стандарту были рассчитаны национальные капиталы трех видов (физический, природный и человеческий) у почти 200 стран мира. В результате физический капитал (например, золотовалютные резервы) составляет только 16% от общего богатства в мире, природный капитал (полезные ископаемые) – 20%, а человеческий – 64%.
В нашей стране об этом знают. Поэтому необходимость скорейшего формирования системного подхода к образованию у нас не случайна. Она вызвана задачами Третьей модернизации Казахстана, объявленной в Послании Главы государства народу Казахстана в начале 2017 года.
Нурсултан Назарбаев всегда уделял большое внимание состоянию образовательной сферы. За годы независимости под его руководством проведены важные реформы в области образования: изменены структура и система обучения, цели и содержание образовательного процесса, разработаны и внедрены общеобязательные стандарты для всех ступеней образования. Государственные вузы получили экономическую самостоятельность. У абитуриентов появилась возможность получения государственных образовательных грантов и кредитов, обеспечить, таким образом, доступность высшего образования вне зависимости от места жительства. Активно развился негосударственный сектор.
В 1996 году по поручению Президента была подготовлена и осуществлена программа информатизации средней школы. Тысячи школ были компьютеризированы. В то сложное время это был прорывной проект. Уже в 2001 году Казахстан первым из стран СНГ достиг полного обеспечения школ компьютерами. Сейчас наличие компьютерной техники в школах – явление обыденное. Еще 1993 году указом Главы государства была утверждена специальная образовательная программа «Болашак». Тысячи молодых казахстанцев были направлены на учебу за границу в соответствии с этой программой. Многие из них проявили незаурядные способности, получили образование, вернулись на родину и работают во многих государственных структурах. Об опыте программы «Болашак» неоднократно рассказывали СМИ СНГ и дальнего зарубежья.
Согласно Индексу уровня образования в странах мира (Education Index), комбинированному показателю Программы развития ООН (ПРООН) Казахстан находится на 39-м месте среди 188 стран. Это хороший показатель. Данный индекс измеряется регулярно один раз в несколько лет и в последний раз был опубликован в 2016 году. Многочисленные медали завоеваны казахстанскими школьниками на международных предметных олимпиадах. Казахстан первым в СНГ полностью перешел на общепризнанную в мире трехуровневую систему высшего и послевузовского образования. Все это свидетельствует о том, что казахстанское образование стремительно меняется в унисон с мировым образовательным пространством. Ведь мир движется к постиндустриальному обществу, глобальному образованию: растет значение и влияние Интернета, совершенствуется информационно-техническая база и т. п. Везде ищут способы повышения гуманитарной культуры подрастающих поколений.
И в нынешнюю технологическую эпоху Казахстан не забывает о самой главной фигуре образовательного процесса – об учителе. Специалисты в области педагогических наук утверждают, что образование всегда выглядит как вертикальное отношение: учитель расположен над учеником, знающий – над незнающим, ответственный – над безответственным. То есть целью казахстанских образовательных реформ должно стать формирование уникального казахстанца, человека духовного. А таким его может сделать только учитель. Не случайно в 2017–2018 гг. в стране развернулась целая дискуссия о том, как повысить статус педагога. Работа в этом направлении предстоит большая. В частности, в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» в конце января нынешнего года в Алматы был создан альянс университетов UNIVERSITY 38, то есть в новую структуру вошли все 38 университетов южной столицы, где трудятся около 15 тысяч педагогов. Основной целью альянса было заявлено привлечение большого потенциала преподавателей для реализации целей будущего страны.
Модернизацию Казахстана недальновидно сводить только лишь к внедрению технологических новшеств в экономике. Тут не обойтись без знаний и элементов духовности, которые передаются от поколения к поколению именно в процессе обучения. Да и сам термин «духовность» сегодня получил широкое распространение не только в научной или религиозной литературе. Он обретает огромное политическое значение в жизнедеятельности государства.
Ведь образование на пару с культурой конечным своим итогом имеет очеловечивание самого человека, то есть ту самую духовность, способность его сосуществовать в мире и продуктивной дружбе с себе подобными.