383.98  430.63 6.11

Кодекс алматинца

Рухани Жаңғыру: новые знания

Государство и нация – не статичная конструкция, а живой развивающийся организм. Чтобы жить, нужно обладать способностью к осмысленной адаптации.

4 001

На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы.
И только за несколько лет в середине прошлого века нерациональное использование ресурсов привело к исчезновению Аральского моря, превращению тысяч гектаров плодородных земель в зоны экологического бедствия. И это пример крайне непрагматичного отношения к окружающей среде. Так прежний национальный прагматизм обратился в расточительность (Н. Назарбаев).
Термин «экология» в переводе с греческого обозначает «наука о доме». Все стремятся обустроить свой дом так, чтобы в нем было уютно, комфортно, красиво. В свою очередь, экология отношений ‑взаимоотношения человека с любой средой, в которой он находится, подчиняется законам экологии, когда всем участникам взаимоотношений приятно и комфортно общаться. Как жить в гармонии с окружающим миром, «Вечерке» рассказывает писатель, экономист, публицист, общественник, автор идеи и организатор гастрономического фестиваля «Тойказан» и книжной ярмарки «Китапфест», один из инициаторов экологического движения Alma-Qala Бекнур Кисиков.
– Бекнур Сейтжанович, вы часто говорите об «экологичности» в своих интервью. Что вы вкладываете в этот термин?
– Термин «экологичность» надо рассматривать комплексно. В первую очередь я говорю об экологическом менталитете – еще одна сторона, по моему мнению, модернизации сознания.
Быть экологичным горожанином в условиях глобальной урбанизации, изменения климата, миграционных потоков и, в конце концов, коротких экономических волн кризиса – это необходимость.
Мы, алматинцы, живем в самом крупном мегаполисе страны. А любой мегаполис – это априори загрязненная атмосфера, выхлопы, перенаселенность, засилье бетона, меньше деревьев. И, как следствие, ежедневные тонны мусора.
Люди оказывают большую нагрузку на город, и в этих условиях быть экологическим горожанином означало бы и эффективность, и так называемую городскую эргономичность.
Я постоянно говорю о повышении экологического сознания горожанина, когда человек вырабатывает в себе правильное отношение к городу.
Что означает ответственность за свой город? Мы все говорим об экологии в глобальном смысле, но экология начинается со своего города, улицы, двора, подъезда. Именно с чистоты начинается экология. Увы, не все граждане сознательны, и мы видим, как чей-то пакет с мусором валяется на улице. Но если мы хотим быть экологически сознательными, то у нас нет чужого мусора, весь мусор, лежащий на улицах, – он и наш мусор. Поэтому если экологический горожанин видит мусор, то он доносит его до контейнера вместо несознательного соседа, не дожидаясь дворника.
Экологический горожанин также ответственно относится к транспорту.
В первую очередь он не хамит, не нарушает правил на дорогах, уступает, не гоняет.
Он также эргономичен.
Город сегодня все больше становится дружелюбным к экологически сознательным жителям: появляются велодорожки, расширяются тротуары, появляются парковые зоны, тренажеры.
Даже появляются целые пешеходные улицы, пространство для пешеходов расширяется.
Улучшается и работа общественного транспорта. Что говорит о том, что людям выгодней сегодня поставить машину и ходить пешком, или пользоваться общественным транспортом, велосипедами, самокатами и так далее.
Ведь на большинстве автомобилях ездит только один человек, который если бы поставил свою машину, существенно снизил бы нагрузку на город в виде выхлопов, пробок и прочего. Как показал один эксперимент в Италии, 68 пешеходов и велосипедистов занимали пространство в небольшой клочок земли, в то время как 68 автомобилей заняли всю улицу.
Сознательный горожанин экологичен и в уважении прав на отдых других людей. Как часто мы слышим ночью, как водители сигналят, носятся на автомобилях с громким звуком. То же относится и к мотоциклистам. К сожалению, зачастую горожане не уважают право своих соседей на тишину. И уважение к тишине – еще одно кредо экологически сознательного гражданина.
– Это прямо целый этический кодекс…
– Совершенно верно. Этический код поведения горожанина – то, что популярно в развитых странах, но игнорируется у нас.
В конце концов Алматы всегда был культурной столицей, и очень важно сегодня поднять экологичность сознания алматинцев, которая зиждется не только на внешней культуре, но и на внутренней. А это, конечно же, и культура искусства, чтение и многое другое. Алматы, кстати, всегда считался самым читающим городом.
– Кстати, о чтении: вы сейчас работаете над очередной книгой?
– Я сейчас работаю над моим новым романом. Пока рабочее название: «Я тебя, море». При этом море здесь выступает именно сказуемым, синонимом слова «любить».
– Книга о любви?
– И не только.
С одной стороны, это приключенческий роман с элементами фэнтези, ныне очень популярного. жанра.
Но это только внешняя форма романа, а на более глубоком пласте книга о сожалениях, людях, море и экологии.
– Море и экология ассоциируется с Аральским морем?
– Вы правы, прототипом, конечно же, является Аральское море. Но это море может символизировать любое другое море мира.
Условно, это море, которое потеряло человечество, и вместе с ней потеряло и саму человечность.
Море – это судьбы людей. И вместе с уходом моря ломаются судьбы. Книга повествует о рыбаках, охотниках, соледобытчиках, пустыне и степи, мифах и сказаниях нашей земли и о людях, пожелавших исчезнуть на острове исчезающего моря.
В книге показана связь человека с природой. И важность экологии и экологичности сознания.
– Драматические последствия экологической катастрофы?
– Тем не менее роман имеет счастливый финал, и в этом есть обыкновенное волшебство, окружающее нас. И оно называется «любовь».
Беседовала
Саида АХМЕДОВА