Краеведение – не сказка

РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ: новые принципы

9 001

В монументальном научном труде – программе «Рухани жаңғыру», говоря о модернизации сознания нынешних казахстанцев, Первый Президент РК Елбасы Нурсултан Назарбаев одно из первостепенных мест определил такому направлению погружения в наследие предков, как краеведение.

Знать и почитать свои родовые корни у казахов принято не декларативно, а на деле – подавляющее большинство безошибочно назовет семь колен предков. Вместе с тем знание как общей истории страны, так и края своего места жительства значительно хромает. И с этим мириться нельзя – не может человек в полной мере называть себя гражданином страны, не зная ее истории, не должен родившийся в той или иной местности называться прилагательным из топонима аула, села, города. Если ты алматинец, должен знать, что… «Алматы вырос не на пустом месте, имеет свою предысторию и историю, которая во многом расходится с устоявшимися взглядами на «колониальное» происхождение южной столицы. Так, территория Алматы еще до прихода в середине XIX века отряда майора Перемышльского представляла собой населенный казахами благодатный оазис в чаше горных вершин Алатау» (цитата Елбасы).
История нашего города берет свое начало в первом тысячелетии до нашей эры. По крайней мере, в этом уверены многие исследователи – ученые историки, археологи, краеведы.
И об этом автор в свое время побеседовал с известными и «остепененными» историками Муратом Нурпеисовым и Гульмирой Биляловой. Из их ответов на вопросы «Сколько лет городу?» и «От какой даты следует вести отсчет казахской государственности?», каждый, кто прочтет эти строки, может задаться целью углубленно изучить историю родного края. И найдет для себя лично ответ: «Кто я, когда и откуда началась земля казахская?». Именно так – в привязке истории страны к истории края и личной судьбе.
Вот и наш разговор с учеными начался с главного в этой цепочке – образования Казахского ханства.
– Как и любое сплочение нации, народа, страны, как правило, происходит в трудное время вражеского нашествия. Обратимся к фактам?
– Основной источник, на который опираются историки, – труд «Тарихи-и Рашиди» Мухаммад-Хайдара Дулати. Он пишет: в конце 50-х годов XV века произошла откочевка в Жетысу части племен Восточного Дешт-и-Кыпчака под руководством потомков старшего сына Джучи хана – Орда Ежена – Керея и Жанибека. Потомки правителей Ак Орды, они не смирились с установлением в казахских степях власти Шайбанида Абулхайр хана (средний сын Джучи хана) и весь период его правления в Дешт-и-Кыпчаке вели с ним борьбу. Однако перевес в этой борьбе оказался на стороне Абулхайра. Мухаммад Хайдар Дулати пишет, что Керей и Жанибек во главе своих подданных перекочевали во владения могулистанского правителя Есен-Буга хана и обустроились «в местности Джуд – Козыбасы».
Между тем средневековый топоним Козыбасы сохранился в названии горы, расположенной на юге села Таргап. Она определяла восточные пределы территории расселения казахов на западной границе Могулистана. Небольшая гора Козыбасы вместе с двумя другими – Бес-батыр и Дегерес составляют горную гряду, протянувшуюся с востока на запад до 50 километров. На юге гряда соединяется с горой Жетижол и образует вместе с северными склонами Заилийского Алатау межгорную долину, орошенную многочисленными родниками и горными речками.
Долина является южным пределом региона Козыбасы. На севере в него входили Чу-Илийские горы с долинами Копа и Карой, а на северо-западе – горы Аныракай и Хантау. Вся эта территория, включая на западе низовья и среднее течение реки Чу общей протяженностью 1000–1200 км, составляла округ Чу-Козыбасы.
– Чокан Валиханов утверждал, что местность Козыбасы находится всего в двух днях пути к западу от города Верного. А это, как установил наш выдающийся археолог Карл Байпаков, местность ареала древнего Алмату – Алматы!
– Именно так. В 1970-х годах Кемаль Акишев и Сайден Жолдас­паев проводили археологические работы в данном районе. Были исследованы поселения Бесмойнак-1, -2 и Бугымуйиз, расположенные на северных склонах горы Жетижол. В результате было обнаружено большое количество остатков жилищ, относящихся к середине XVI века. На поселении Бесмойнак-2 были исследованы здания, по своим параметрам и сложности планировки напоминающие укрепленную усадьбу резиденции правителя. На скалах вблизи села Таргап изображены тамги всех казахских жузов. По мнению основных исследователей, именно в этом месте – в районе села Таргап представителями всех казахских жузов был поднят на белой кошме и провозглашен ханом нового государства – Казахского ханства хан Керей.
В годы правления Касым хана (1511–1521гг.) население Казахстана по источникам составляло более миллиона человек, занимало территорию, соответствующую нынешней территории Республики Казахстан и было известно в мире как мощное самостоятельное государство – Казахское ханство.
– И здесь можно перейти к вопросу о значимости нашего города в этот период. Многие склоняются к умозаключению, что древний Алматы был разрушен захватчиками в начале XIII века. Значит, к моменту образования Казахского ханства он уже был стерт с лица земли?
– И так, и не так. Говорить о какой-то конкретной точке нахождения Алмату-Алматы на карте нынешнего города или его ареала не приходится. По сути, мощных археологических раскопок за всю его историю так и не проводилось. Нужны артефакты для того, чтобы доподлинно утверждать: да вот это место и есть центр древнего города. Это очень сложная задача. Академик Байпаков сначала называл место, где сейчас находится пограничное училище.
— Потому что именно там были найдены монеты с надписями «Алмату»?
— Помимо монет там часто встречаются и другие свидетельства. Но подобные артефакты встречаются и на месте городища, что некогда было раскопано на углу нынешних улиц Пушкина – Жибек жолы. Там проводили ремонт водопроводной магистрали, и совершенно случайно были обнаружены средневековые водопроводные трубы.
– Думается, не случайно те, кто закладывал здесь военное укрепление, выбрали именно междуречье Большой и Малой Алматинок – с древности обжитую и окультуренную земледельцами.
– О том, что здесь в ареале мегаполиса был не один древний город, говорит многое. Сакские курганы в Боралдае насчитывают 38 мест захоронения правителей. Отсчет времени их пребывания в Жетысу и Алмату никак не менее трех тысяч лет. И они строили города.
– Получается, наша задача – найти тот из них, что дал название местности. Ведь еще майор Перемышельский, пристав Большой Орды, которого потянуло именно к междуречью, узнал от местных жителей, что местность эта называется «Алматы». Но перечисленные вами факты говорят о том, что нами так и не найдено то центральное место, где был древний город «Алмату».
– Проводить такие поиски с целью найти средневековый город – это колоссальная работа. Об этом нам сказали археологи, которые приезжали на конференцию, посвященную установлению 1000-летия города, еще в 2010 году. Эти специалисты объяснили, что когда они находили такие артефакты, какие находили и мы, то большой ученый Рыбаков, директор Института археологии СССР, сказал, что все это не подходит для научного доказательства возраста городов и поселений. Необходимо искать серьезные культурные слои города. Так поступили археологи Казани, которые провели такие работы и нашли артефакты, доказывающие ее 1000-летие.
— Почему бы по их схеме не построить изыскания и у нас?
— Это многолетняя, многоплановая работа. Необходимо тотальное наблюдение за земляными работами. А ситуация в Алматы такова, что за последние сотни лет в городе было много землетрясений и селевых потоков, усилиями которых в считаные часы земля покрывается многометровым слоем селевой шубы. Раскопать подобное нам пока что не под силу. Конечно, если знать место захоронения древнего города точно, можно и произвести раскопки…
– В суверенное время Алматы строится не по дням, а по часам. Не уверен, что уже не стоит на месте древнего Алматы жилой комплекс из двух десятков 18-этажных домов. И как прикажите быть с ними? Сносить пока не поздно? Во многих случаях нужно сохранить то, что уже нашли. Придать предполагаемым участкам земли статус неприкосновенности, чтобы потом не сносить многоэтажные здания.
— Определить доподлинно место, интересное в археологическом плане, очень и очень трудно. Например, в Таразе снесли базар, начали проводить комплексные археологические исследования. И по находкам уже понятно, что копают не там, где была цитадель. Там нет дворцового комплекса. А когда начинали раскопки, то были уверены, что найдут его.
Настоящие ученые – историки и археологи к когорте краеведов, естественно, не относятся. Краеведы – особая категория влюбленных в свой город и местность людей. Из многого их числа знаю и ручаюсь за подлинность изысканий двоих: Неля Букетова и Александр Воронов. Не знаком, но с большим интересом читаю, на мой взгляд, не бесспорные аналитические подборки исторических документов Бауыржана Сакова. Почему называю только эти имена, если оговариваюсь про множество алматинских краеведов, в том числе и подвизающихся на журналистском поприще? – очень часто в публикациях и устных рассказах замечаю несоответствие фактам. Как проверить? Есть энциклопедия «Алматы», есть двухтомный труд ученых «История Алматы» и другие солидные источники, в конце концов работает музей нашего города, прийти в который всегда – радость и удовольствие. Если увлечетесь по наказу Елбасы и нашему совету краеведением Алматы, не поленитесь читать научную литературу и обязательно и регулярно ходите в городской музей.
Василий ШУПЕЙКИН