Кризис идентичности и проблемы глобализации

Глобальные проблемы, затрагивающие население не только Казахстана, но и всей нашей планеты, в последние годы характеризуются явлениями кризисного порядка, и чаще стали возникать ситуации, требующие чрезвычайных мер для их преодоления.

4 001Асемхан МУХАМЕДЖАНОВ, политолог, эксперт Общественного совета г. Алматы:

– Человечество издавна знает кризисы, вызываемые стихийными силами природы, – землетрясения, наводнения, засухи. Эти кризисы носят локальный характер и ограничены во времени. Они порождаются внешними по отношению к человеку силами природы, человек их жертва, но не причина.
В противоположность этому принимающие глобальные масштабы нынешние кризисы можно рассматривать как результат деятельности самого человека. Это так называемые антропогенные кризисы. К ним относятся сырьевой и энергетический, продовольственный и экологический кризисы и так далее.
Наряду с этими кризисами материального характера появились глобальные кризисы, затрагивающие и духовный мир человека. Например, сейчас уже можно говорить и о кризисе информации, когда в результате эволюции технологий четвертой группы появилась цифровизация – наиболее развитый, но критический и небезопасный для существующей цивилизации этап. И дело не только в том, что поток информации в количественном отношении превышает наши способности ее восприятия. Наряду с предоставлением возможностей резкого повышения уровня научно-технического прогресса цифровизация порождает опасность злоупотребления ею с целью негативно воздействовать на психику человека и его поведение.
Не случайно поэтому Президент Казахстана Н. А. Назарбаев в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» указывает на настоятельную необходимость духовного возрождения казахстанцев. И сейчас представители гуманитарных наук уделяют все возрастающее внимание тому, что они называют «кризисом идентичности». А сущность этого явления состоит в утрате человеком представления о своем месте в обществе, о собственной личности. Хотя эта «болезнь» советским людям была насильно привита 80 лет назад большевиками сталинского толка. В плане же сохранения только национальной идентичности в нашей республике дело обстоит вполне благополучно благодаря, как сказал в свое время Н. А. Назарбаев, проведению «воинствующей интернациональной политики». К сожалению, вследствие какого-то непонятного сохранения в своем сознании тоталитарной идеологии люди новой, по сути, страны до сих пор чувствуют себя «винтиками» государства. Они в большинстве своем не понимают, что являются свободными жителями давно уже независимой страны, будь то рядовые граждане или облеченные высокими постами недоросли во власти. Ведь сравнительно недавно наш Лидер нации в сердцах заметил о них: «Огорчение в том, что столько лет готовишь человека на разных должностях, терпишь, лелеешь, выращиваешь (...Говорят, команду собираем. Команда потом превращается в банду...». Значит, они, как и, допустим, водители автобусов, давящие пешеходов на переходах при зеленом светофоре, обманывающие покупателей продавцы и другие категории людей, совсем не чувствуют себя хозяевами своей земли, а только гостями.
Это серьезный упрек Главы государства в адрес наших ученых, особенно философов, не приступивших к выработке новой идеологии с самого начала обретения Казахстаном долгожданной независимости. Им ведь давно пора по примеру основателя суверенного Казахстана Н. А. Назарбаева засучив рукава отбросить наконец устаревшую однобокую, только материалистическую философию борьбы человека с человеком и признать классическую философию с гуманистическим девизом: «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕКУ». Нормальная философия здравого смысла всегда выражает многообразные устремления души человека, она по сути своей многогранна и плюралистична. Однако новая идеология, конечно, не должна основываться лишь на западных идеях, строиться на их стандартах и установках. Стандарты применимы, как известно, фармации, но только не в образовании и духовной сфере. Н. А. Назарбаев не раз отмечал необходимость ориентации на духовные ценности своего народа, своей культуры.
Что же понимается под термином «идентичность»? Бесспорно, что идентичность – это понимание человеком своего места среди бесчисленного множества ему подобных, но и отличающихся от него человеческих существ. Это есть и осознание своего значения, ценности, в конечном счете смысла своего существования. Это осознание определяется индивидуальным решением проблемы своих взаимоотношений со многими людьми, то есть индивида и массы, человека и общества.
Одним из главных источников «кризиса идентичности», как утверждают некоторые ученые, является урбанизация. Действительно, урбанизация приводит к деперсонализации, является причиной потери идентичности. Неумолимо надвигающаяся глобализация также сказывается на личности непосредственно, затрагивает ее внутренний мир, систему ценностей. А к издержкам цифровизации, несомненно, относится массовое высвобождение работников неквалифицированного труда. Все это приведет к возрастанию безработицы, порождающей сознание ненужности, комплекс «лишнего человека». Таковы предпосылки, составляющие в совокупности явление негативной идентичности, они ведут к утрате цели жизни, к духовной опустошенности. Поэтому опять же не случайно Лидер нации Н. А. Назарбаев реализацию судьбоносной задачи модернизации общественного сознания поручил непосредственно правительству республики. Ведь оно, образно говоря, является доверенным лицом не только нынешнего поколения, но и не родившихся еще казахстанцев. Такая мера ответственности не должна оставлять места для духовной пустоты, наполнять жизнь содержанием, создавать основу формирования полноценной личности, позитивной идентичности, не допуская ее кризиса.
Необходимо также в период глобализации блокировать наконец идеи космополитизма. Известно ведь, что на Западе последователи учения древнегреческих философов Антисфена, Диогена, Кратета и других мыслителей активно продолжают вести промывание мозгов всего населения планеты. Выдвинув идеал «безграничной духовной свободы» индивида вплоть до смены полов, они с демонстративным пренебрежением относятся ко всем социальным институтам, обычаям и культуре. А различные статьи о «создании нового мирового порядка» до сих пор появляются в публикациях «Римского клуба».
Не будем забывать, что для так называемого мирового правительства идеальным материалом всегда является «люмпен-человек» без корней, не имеющий ничего за душой, а потому представляющий собой чистый лист без признаков какой-либо идентичности.