Кюй его жизни

Центральный государственный музей РК представил рукописные партитуры казахских мелодий, собранных Александром Затаевичем

32 001

Выставка «По следам степных мелодий» организована ЦГМ РК совместно с генконсульством Польши в Алматы в рамках программы «Рухани жаңғыру» и посвящена 160-летию со дня рождения композитора и собирателя казахской музыки.

32 002


Наряду с нотными записями, архивными фотографиями, раритетными изданиями книг на стендах экспонируются письма Александра Затаевича именитым деятелям искусства Казахстана, СССР и Западной Европы. В своей корреспонденции он делился яркими впечатлениями от соприкосновения с казахской народной музыкой. Некоторые письма не были отправлены адресатам, но от этого они не утратили своей значимости.
Так, в 1931 году Затаевич в письме Ромену Роллану попросил его попробовать сыграть в две октавы отдельные эпизоды казахских народных произведений: № 1 («Нарату-кюй»), 2 («Абул»), 14 («Бұл-Бұл»), 25 («Толан»), 26 («Серпер») и другие. При этом Затаевич высказал суждение, что начало
№ 482 («Өтті-кетті») напоминает темп, а также тематическое развитие Бетховена, а трио этой пьесы почти идентично музыкальным формулам Антона Рубинштейна, который не знал казахской музыки, а № 57, этот красочный марш Жоше-хана (старшего сына Чингисхана), – подлинная музыкально-археологическая пьеса, достойная Стравинского и других классиков. А Максим Горький писал о «1000 песен казахского народа» Затаевича так: «Это богатый материал для Моцартов, Бетховенов, Шопенов, Мусоргских будущего».
Вместе с корреспонденцией, непосредственно касающейся музыковедческого анализа кюев, на музейных стендах – переписка Затаевича с государственными чиновниками. Эти документы дают представление о том, насколько подвижнической была работа по сбору и записи казахских народных музыкальных произведений. В тот период были слабо развиты транспортные коммуникации, не хватало коммуникативных ресурсов, но это не останавливало собирателя и композитора – он был движим вдохновением, источником которого была его исследовательская работа.
К слову, уже упомянутый Ромен Роллан очень высоко ценил подвижнический труд Александра Затаевича. Об этом свидетельствует цитата из его письма: «Склоняю чело перед великолепными результатами вашей работы и очень рад, что вы довели ее до конца в настолько тяжелых условиях голода и эпидемий».
В ходе торжественной церемонии открытия выставки в Центральном государственном музее РК заместитель директора ЦГМ РК Бейбиткали Какабаев и генеральный консул Республики Польша в Алматы Михал Богданович сошлись во мнении, что коллекции, собранной, систематизированной и положенной на нотный стан Затаевичем, до сих пор нет равных. Александр Затаевич записал более 2300 произведений музыкального фольклора. Опубликованные им сборники «1000 песен казахского народа» и «500 казахских кюев и песен» представляют антологию казахского музыкального фольклора с древних времен до 1930-х годов. В его трудах в Казахстане впервые появились характеристики творчества таких видных народных композиторов, как Курмангазы Сагырбаев, Биржан Кожагулов, Жаяу Муса Байжанов, Даулеткерей, Мухит, Ибрай, а также народных исполнителей Амре Кашаубаева, Габбаса Айтпаева, Кали Байжанова и других народных композиторов.
Третий, заключительный том музыкальной энциклопедии, в которую должны были войти записи, сделанные в юго-восточных и южных районах Казахстана, остался неопубликованным.
Выставка продлится до конца апреля.

32 003
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлено ЦГМ РК