368.28  419.21 5.59

Латиница сокращает время и расстояния

Предпринят еще один шаг в направлении модернизации общественного сознания, о чем в своей программной статье «Взгляд в будущее» писал Президент Нурсултан Назарбаев, где сказал о необходимости перехода на латинскую графику.

А на днях уже вышел в свет первый номер нового периодического издания в РК, написанный на латинице. Как передает корреспондент МИА «Казинформ», состоялась презентация на латинской графике республиканской информационно-познавательной газеты «Тіл-қазына».
Газета издается совместно с Министерством культуры и спорта РК и Национальным научно-практическим центром «Тіл-Қазына» имени Шайсултана Шаяхметова. Главный редактор – Куат Ауесбай.
– Через 90 лет Казахстан вновь начал издавать газеты на латинской графике. Мы считаем, что это для всех нас хорошая тенденция. Газета займет большое место в общественном пространстве. Она не только будет сообщать новости, но и даст возможность научиться читать на латинице, грамотно писать, – сказал министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы на церемонии презентации в Национальной библиотеке.
Данное мероприятие напрямую относится к тем, что проводится в рамках программы «Рухани жаңғыру»
Газета «Тіл-Қазына» предназначена для пропаганды казахского алфавита на латинской графике, разъяснения новых правил правописания. В ней под рубриками «Әліпби», «Рухани жаңғыру», «Кие», «Ғалам», «Емле», «Сарап» и «Таным» будут публиковаться информация о новом алфавите и познавательные материалы. Газета будет выходить в формате А3 на восьми страницах. Первое время планируется издавать ее два раза в месяц тиражом три тысячи экземпляров.
На официальном сайте На­цио­наль­ного научно-практического центра «Тіл-Қазына» имени Ш. Шаяхметова будет размещаться электронная версия газеты. Крайне важно, что новое издание уже с первых своих шагов становится доступным для читателя во Всемирной паутине.
На это обратили внимание многие докладчики на недавнем форуме региональных СМИ, проходившем в рамках медианедели Astana Media Weeк. В частности, председатель Комитета информации Министерства информации и коммуникаций РК Ержан Нукежанов заметил, что казахстанская пресса работает не над содержанием, а над заголовками.
– Если человек, войдя в Интернет, в течение восьми секунд не получает информации, он оттуда выходит. Сейчас это время еще более сократилось. Судя по последним исследованиям, смотрят только три секунды.
Вообще, многие наши издания работают больше не над содержанием, а над заголовками. То есть делают громкие заголовки. Если заголовок привлекает человека, то он читает, смотрит. Если заголовок не привлекает, даже если в материале есть интересные вещи, читатель перескакивает. По этой причине мы, наверное, должны научиться и делать заголовки. Это тоже важно и зависит от журналистского профессионализма. Думаю, что это можно легко регулировать, – сказал председатель Комитета информации.
Он также напомнил, что не только в Казахстане, но и во всем мире газеты и журналы меняют свою стратегию.
– Например, если смотреть в глобальном масштабе, в Великобритании количество региональных и местных газет в 2005–2018 годах снизилось до 200. То есть газеты закрываются, и это закономерное явление. Этого не нужно бояться. Нужно продолжать работать. Взять США, там такие же показатели. Тираж ежедневных изданий с 60 миллионов в 1994 году уменьшился до 35 миллионов, – сказал Нукежанов.
По его словам, уменьшение тиражей газет и журналов оказывает влияние и на рынок рекламы. Например, в 2000-х годах мировой рынок рекламы в прессе оценивался в 65 миллиардов долларов, а сейчас снизился до 14 миллиардов.
– То есть реклама уходит в цифровые технологии. И все же предусмотрены пути выхода из этой ситуации. В газетах «Вашингтон пост», «Нью-Йорк таймс» цифровая реклама с 2016 года показывает рост, – отметил руководитель Комитета информации.
Он также сообщил, что такие газеты, как Egemen Qazaqstan, «Казахстанская правда», «Жас Алаш», изучая пути выхода из тупика на рынке рекламы, уже начали добиваться реальных результатов. Газета Egemen Qazaqstan благодаря переходу на латиницу находит своих читателей не только в Казахстане, но и в Иране, Китае, Узбекистане, Кыргызстане, и их доля с каждым годом растет. Я считаю это большой возможностью для нашей прессы, сказал чиновник МИК.
Теперь в этом ряду «доступных» будет и «Тіл-Қазына», которая будет приходить к читателю два раза в месяц. Но, как говорится, лиха беда начало…
Нуржан НУРАДИН