Монументы Казахстана служат культурными кодами городов

Примером таких памятников стали монументы Независимости в Алматы и «Қазақ елі» в Астане

4 001Завотделом изобразительного искусства Института литературы и искусства им. М. Ауэзова КН МОН РК Диляра Шарипова:
– Перед художественным сообществом Казахстана в контексте различных проектов программы «Рухани жаңғыру» стоят и новые шансы, и новые вызовы. Сущностные вопросы развития нашей страны, которые решает эта программа, включают в себя проблематику состояния современной культуры и перспективы ее развития.
Пожалуй, самым важным становится действенность искусства Казахстана, его месседжа, направленного на модернизацию общественного сознания.
Из всех видов изобразительного искусства именно монументальная скульптура наиболее ясно и полноценно раскрывает идейные программы и чаяния общества. Кроме того, в контексте программы модернизации сознания важен большой резонанс, демократичность этого вида искусства.
Отработанная тематика советского монумента не переживалась советским зрителем эмоционально, памятник как бы исключался из мира эстетического и воспринимался нейтральным лозунговым фоном. В свою очередь современная монументальная скульптура, затрагивая чувства национального самосознания, не может оставить никого равнодушным. В период независимости пластика решительно завоевывает себе особые позиции в культуре Казахстана. Как вид творчества, предполагающий широкую аудиторию, памятники стали, подобно религиозному искусству Средневековья, своеобразной «библией для неграмотных», воплощая в полновесных зримых формах общие идеи национального строительства и страницы истории. Монументальная скульптура выходит, таким образом, за рамки формальных художественных поисков и попадает в поле действия сил культурно-социального порядка. Все эти процессы происходят на всей территории бывшей советской империи. Именно монументальные формы стали в молодых государствах излюбленной формой репрезентации нового статуса, отражением глубоких самоидентификационных поисков, особого способа проговаривания важных на пути самоопределения идей. Примером таких памятников стали монументы Независимости в Алматы и «Қазақ елі» в Астане.
На сегодняшнем этапе важно осознание обществом культуры как мощного средства модернизации. В связи с этим актуальным становится вопрос – как соединить накопленный академическим искусством прошлого опыт, традиционную повествовательность, сюжет с поиском новых выразительных возможностей, модернизацией языка скульптуры. Ведь памятник это не просто украшение площадей, мимо которого в текучке городской жизни скользит равнодушный взгляд. Любой монумент связан с определенной организацией пространства. И от того, насколько это пространство решено профессионально, насколько пластически точно раскрыты его особенности, зависит читаемость скульптурного послания. Взгляд на монументы как статичные установки должен меняться. В них следует видеть места национальной памяти, которые воспроизводят и развивают творческий потенциал, провоцируют появление новых идей инновационного образовательного, культурного и средового характера.
Представляется, что среди важных факторов (язык, литература, традиционные художественные формы) мы можем назвать и монументальные комплексы с развернутой идейной программой.
На данном этапе культурный и просветительский потенциал, заложенный в монументальной скульптуре, не используется в полной мере. Необходимо менять к ним отношение, раскрыть не только символическую программу, но и их важность для городского пространства. От формального отношения к монументу как чему-то внешнему мы должны прийти к пониманию того, что скульптурное пространство – это место, где мы осознаем себя как граждане великой страны.
Монументы Казахстана являются «соборными» местами, объединяющими жителей, и служат культурными кодами городов. Эти памятники в контексте специального проекта «Тұған жер» должны стать культурными кластерами Алматы и Астаны, вокруг которых будет развиваться туристическая инфраструктура. Монументы как знаковые места города могут стать основой для современных культурных инициатив. Для этого необходимо создание и проведение в жизнь программы по развитию городской среды, в которой такие традиционные памятники займут свое место и станут основой для создания инновационных образовательно-креативных проектов.
Появление таких кластеров чрезвычайно важно для развития новых художественных форм и повышения культурного потенциала городов. Мировой опыт показывает, что такие центры культуры охватывают целый спектр других функций: традиционно музейная «экспозиция», экскурсионный ресурс, пространство воспитательно-патриотического характера, место для коммуникации и интеграции, площадка для различных культурных проектов, – становясь добавочным элементом к историческому культурному наследию.
Новые ансамбли городов должны порождать актуальные и сомасштабные динамичному развитию Казахстана образы, закрепляющие и репрезентирующие общенациональные ценности.