На перекрестке тысячи дорог

20 лет Астане

20-летие Астаны совпадает с аналогичным юбилеем важного историко-археологического открытия. Оно принадлежит казахстанскому археологу Кемалю Акишеву, обнаружившему в 1998 году в пяти километрах от тогдашних границ новой столицы Казахстана древнее городище Бозок.

Он был ставкой, то есть центром административной власти номадов, а также торговли, в том числе международной, поскольку находился на одной из ветвей Великого шелкового пути. «Найденные останки древнего города, который существовал в XI–XIV веках, играл важную роль в жизни Центрального Казахстана, – комментировал через 10 лет открытие коллеги директор Института археологии им. А. Х. Маргулана академик Карл Байпаков. – Этот крупный торговый центр находился в географически удобном и стратегически значимом месте. То была переправа через Ишим, где сходились все пути».
Недаром говорят, что история развивается по спирали. Сегодня Астана не только столица независимого Казахстана, но и один из крупных транспортных узлов страны и Евразии. Это стало возможно благодаря инициативам Президента Нурсултана Назарбаева и важной роли, которая отводится Астане практически во всех инфраструктурных программах республики.
В частности, еще в 2012 году Глава государства выдвинул идею проекта «Новый шелковый путь», ориентированного на инвесторов. Детальное развитие тема превращения Казахстана и его столицы в транспортно-транзитные и логистические хабы Евразии получила в Послании Нурсултана Назарбаева народу Казахстана на 2015 год, в его «Плане нации: 100 шагов», а затем и в государственной программе «Нурлы жол».
За годы независимости республики доставить и отправить грузы, прибыть в Астану и отправиться отсюда во все города республики и многие страны мира стало возможно всеми видами транспорта, кроме водного. А за 20 лет столичного статуса в городе преобразились и построены сотни транспортных объектов местного, республиканского и международного значения.
Среди крупнейших и значимых – аэропорт, ведущий отсчет своей истории с 1931 года, ныне имеющий статус международного и носящий имя Нурсултана Назарбаева. После капитальной реконструкции и расширения в новые времена воздушная гавань столицы пригодна для эксплуатации всех типов самолетов без ограничения. Аэропорт обладает пропускной способностью до тысячи пассажиров и 600 тонн грузов в сутки и обслуживает около 20 отечественных и иностранных авиакомпаний. Десятки их ежесуточных рейсов связывают Астану со всеми областными центрами республики и крупными городами более чем 30 стран мира.
В 2015 году в Астане заработал первый в Казахстане транспортно-логистический центр (ТЛЦ) класса «А», отвечающий мировым стандартам. Он действует по принципу мультимодальности, то есть принимает, хранит и отправляет грузы из железнодорожных вагонов на автомобили и обратно. Для чего пять километров подъездных железнодорожных путей подведены непосредственно к складам. Они кроме прочего оборудованы 22 промышленными холодильниками температурного режима от минус 24 до плюс 5–10 градусов и датчиками влажности, а также спецгазовыми камерами для хранения овощей и фруктов. Информацией о маршрутах, сроках поступления, отправки и условиях хранения товара персонал ТЛЦ обеспечивает электроника.
Украшением и гордостью столицы стал введенный в эксплуатацию в прошлом году в преддверии Международной специализированной выставки EXPO второй железнодорожный вокзал в нескольких уровнях. Он обладает пропускной способностью пассажиров 35 тысяч в сутки и 12,7 млн в год, обслуживая более 50 поездов. Они прибывают и отправляются из-под крыши третьего этажа. А внешняя железнодорожная эстакада смонтирована на возвышенности, что «не режет» город на две части и дает возможность людям и транспорту свободно перемещаться под вокзалом.
Его семиэтажный комплекс насыщен инновационными, в том числе «зелеными» решениями, воздухом и простором. Под прозрачными сводами – многоярусный зал, из гигантских окон которого открываются захватывающие виды Астаны. Изнутри вокзал соткан из лестниц, энергосберегающих эскалаторов и лифтов. «На всем постсоветском пространстве такого вокзала нет, – отметил Нурсултан Назарбаев во время своего посещения уникального объекта накануне его ввода в эксплуатацию. – Я и в Европе таких не видел. Он будет работать на будущее».
Предмет постоянной заботы Главы государства и акимата Астаны – развитие городского транспорта. За последние четыре года закуплено 740 комфортабельных автобусов, что позволило обновить их столичный парк на 70 процентов. Лишь в прошлом году в Астане проложено 12 новых и обустроено около 160 существующих улиц. Умными светофорами системы ITS в столице охвачено около 100 перекрестков. Протяженность выделенных полос движения для общественного транспорта достигла 75 км.
В результате пассажиропоток в общественном транспорте вырос в Астане на 46 млн поездок в год, или на 17 процентов. Пропускная способность дорог города увеличена на 30, средняя скорость транспортного потока – на 20 процентов.
«В активную фазу вступила реализация проекта легкорельсового трамвая (ЛРТ) от аэропорта до нового железнодорожного вокзала, – сообщил в марте текущего года на очередной отчетной встрече с населением аким Астаны Асет Исекешев. – Завершение строительства ожидается в конце 2019 года. Будет построена эстакадная линия протяженностью 22,5 километра, включающая в себя 18 станций, 10 подземных и восемь наземных пешеходных переходов». Продолжается также строительство столичных Большой и Малой кольцевых дорог, которые в сочетании с ЛРТ ослабят нагрузки на городские улицы и автотранспорт.
В сфере общественного транспорта Астаны также формируется новая модель управления транспортным комплексом. Она призвана снизить привлекательность личного транспорта, повысить безопасность дорожного движения и улучшить экологическую ситуацию. По словам Исекешева, отвечающий выполнению этих задач транспортный каркас города будет в целом сформирован к 2020 году.
Нурсултан Назарбаев связывает перспективы городского транспорта с его переводом на «зеленые» технологии и экологически более чистые виды топлива. «Нам необходимо и дальше работать в направлении перевода общественного и частного автотранспорта на газ, – отмечал Президент в январе текущего года во время встречи с акимом Алматы Бауыржаном Байбек. – В будущем мы должны прийти к тому, что в Алматы и Астане ездить будут только на электромобилях».
Геннадий АНДРЕЕВ