На высокой ноте

Директор ГАТОБ имени Абая рассказала о том, чем живет старейший в стране театр оперы и балета в свой юбилейный год

6 002

6 001В этом году Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая отмечает 85-летие. В программе юбилейных мероприятий намечена череда ярких событий и постановок. В театре появилось несколько абонементов, рассчитанных на семейную аудиторию, где предусмотрено не только посещение спектаклей, но и лектории, экскурсии по театру, знакомство с музейной экспозицией ГАТОБ с рассказом об истории театра, просмотр архивной видеотеки и, конечно же, премьеры. В рамках программы «Рухани жаңғыру» планируется целая серия новых постановок и восстановление классических спектаклей в исторических декорациях. Начавшись в текущем сезоне, эта работа продолжится в последующие годы. Словом, алматинцев и гостей мегаполиса ждет множество ярких встреч с миром оперы и балета. Подробно об этом нам рассказала директор ГАТОБ имени Абая заслуженный деятель РК Ая Калиева.
– 2019 год ознаменовался новыми проектами. Можете рассказать о них подробнее?
– Текущий сезон у нас юбилейный – театру исполняется 85 лет. С первых дней открытия театр формировался не только как зрелищная, но и как общедоступная просветительская площадка, хранящая лучшие традиции национальной культуры. Мы решили расширить деятельность театра с помощью различных образовательных программ. Появилось два абонемента – для школьников и студентов «Национальные оперы» и детский «Каникулы в театре», запланирован третий, семейный абонемент. Открылся лекторий, мы его условно назвали «Арте», от слова «арт» – «искусство». В программе – лекции балетных критиков, музыковедов, искусствоведов. Презентация проекта состоялась 2 марта. К нам из Санкт-Петербурга приехала российский балетный эксперт кандидат искусствоведения Ольга Розанова, она прочитала лекцию с показом уникальных кадров из балетных спектаклей Вацлава и Брониславы Нижинских. Лекторий сопровождался концертной программой. Автором следующей лекции «Метаморфозы Жизели» выступила казахстанский балетный критик, лауреат премии «ТЭФИ-Содружество» Флюра Мусина. В ближайший месяц ждем гостя из театра-музея Сальвадора Дали. Он расскажет нам о современных мировых тенденциях в музейном деле. Еще одна новинка – программа «Встречи перед спектаклем, или Говорим со зрителем», где в рамках абонемента зритель может прослушать перед спектаклем небольшую лекцию о посещаемой постановке, узнать ее историю, задать интересующие его вопросы. Отмечу, за 85-летнюю историю в нашем театре было создано свыше 300 постановок. Это все казахские оперы и балеты, а также шедевры русской и западноевропейской классики.
Отдельно хочу рассказать об одном из значимых проектов театра. Это оцифровка нотного депозитария, включающего в себя редкие рукописи, архивы библиотеки Самарского театра, Большого театра СССР, уникальные партитуры казахстанских композиторов, – для создания в будущем центра по изучению нотного материала и композиторского наследия. Библиотека театра обладает уникальным собранием партитур. Есть настоящие сокровища. Например, режиссерские партитуры Курманбека Джандарбекова, авторская «карандашная» партитура первой оперы, созданной в СССР на тему Великой Отечественной войны, «Партия Алга» Евгения Брусиловского, 1942 года. По рукописям нашей библиотеки можно проследить всю историю становления и развития композиторской профессио-
нальной школы. Мы боимся утратить редкие партитуры. Работа по оцифровке – дорогостоящая, трудоемкая процедура, но очень важная для сохранения нашего наследия. Рассчитываем оцифровать библиотеку за три года. Создание цифровой копии библиотеки откроет доступ к нотным архивам всей стране.
– Будут ли организованы экскурсии по театру?
– Экскурсии в театре будут как реальные, так и виртуальные. Сейчас мы работаем над созданием 3D-тура по театру, где посетитель сможет зайти в ложи, постоять на сцене, попасть в оркестровую яму и понять, как видят спектакль дирижер и музыканты оркестра, а также заглянуть в цеха. Что касается традиционных экскурсий, то они будут образовательными – мы не просто покажем театр, но и расскажем, как работают его службы. Профессиональный лектор расскажет об исторической коллекции афиш и костюмов. Замечу, скоро музей театра будет расширен. Мы недавно сделали ревизию на складе и обнаружили подлинные сокровища сценографии. В их числе декорации, выполненные такими мэтрами, как Анатолий Ненашев, Гульфайрус Исмаилова и Евгений Сидоркин. Планируем представить нашим посетителям некоторые элементы бутафории и декораций.
– Как вы уже отметили, юных посетителей театра ждет разнообразная программа, чем еще наряду со спектаклями и экскурсиями сможет их порадовать ГАТОБ?
– Подчеркну, театр всегда уделял большое внимание подрастающему поколению. Сейчас мы разработали специальную программу для детского абонемента, где ребята смогут не только посетить спектакли, но и прослушать уроки по вокалу, хореографии, актерскому мастерству, зайти в театральное закулисье, а самое главное, принять участие в интерактивном спектакле.
– Во Всемирный день театра ГАТОБ представил еще один новый проект – «Квартеты в опере», будет ли продолжено это начинание?
– Это наш первый проект. Его суть в том, чтобы опера звучала в сопровождении квартета. В мире такая практика существует. Надеюсь, этот прецедент положит начало новой традиции в нашем театре. Хочу отметить, что в театре создан самостоятельный коллектив из профессиональных музыкантов оркестра – «ГАТОБ квартет». Артисты уже приняли участие в проекте «Ночь в опере», где исполнили отрывки из оперы Моцарта «Дон Жуан», а также в программе «Каникулы в театре», где прозвучали две детские оперы – «Король Еловая шишка» Фердинанда Бюхнера и «Музыканты» Николая Брянского. А скоро слушателей ждет и первый сольный концерт квартета, который состоится уже в этом месяце.
– Хотелось бы продолжить эту тему. В мире наблюдается еще одна тенденция, когда симфонические оркестры оперных театров не только являются частью спектаклей, но и концертируют самостоятельно, как, например, оркестр Мариинского театра. Не было ли у театра задумок пойти по такому пути?
– С таким предложением ко мне уже обращался главный дирижер театра Канат Омаров. Нам эта идея очень нравится. Но пока мы не можем приступить к ее воплощению. По сложившейся практике все крупные мировые театры имеют в штате как минимум два состава оркестра. У нас же пока один. Оркестр работает и утром и вечером, плюс к этому ежедневные репетиции. Поэтому у музыкантов нет возможности еще и выступать как автономный коллектив. В настоящее время мы готовим запрос в Министерство культуры и спорта РК, чтобы расширить штат оркестра.
– Скажите, проявляет ли интерес к операм и балетам Союз композиторов, пишут ли авторы для ГАТОБ новые партитуры спектаклей или все зависит от госзаказа?
– В ноябре Елбасы озвучил историческую статью «Семь граней Великой степи», в основе которой – призыв к изучению своего культурного наследия. В связи с этим Министерство культуры и спорта РК инициировало проект по созданию композиторами опер и балетов, раскрывающих культурное наследие казахского народа.
В планах театра постановка балета «Сергей Калмыков» на музыку казахстанских композиторов. Мы постараемся показать миры художника, в которые совершал путешествия последний представитель русского авангарда. Калмыков – уникальная творческая личность, он был сценографом в нашем театре. Это творец, достойный того, чтобы его наследие было широко представлено миру.
Также мы вынашиваем идею создания оперной трилогии по мотивам романа Ильяса Есенберлина «Кочевники». Возможно, в 2021 году начнется работа над постановкой первой части произведения.
Хочется рассказать еще об одном направлении нашей работы в рамках программы «Рухани жаңғыру». Это восстановление аутентичных постановок оперных и балетных спектаклей, которые с аншлагом шли на сцене ГАТОБ и представляли казахскую культуру на различных декадах, в рамках крупных гастрольных программ и фестивалей СССР. Так, театр планирует возродить балеты Тимура Мынбаева «Фрески» и Арама Хачатуряна «Спартак» в хореографии Заурбека Райбаева. Если говорить об операх, то это реконструкция всего классического наследия: «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, «Биржан и Сара» Мукана Тулебаева и «Кыз Жибек» Евгения Брусиловского.
– Расскажите о сценографах, которые работают над созданием декораций к постановкам. Театр часто привлекает к работе именитого российского художника Вячеслава Окунева, а сотрудничают ли с театром отечественные специалисты такого же профессионального уровня?
– Безусловно. Мы работаем с известным художником Софьей Тасмагамбетовой. Это потрясающая творческая личность, у нее очень тонкое видение. Часто она работает в тандеме с Павлом Драгуновым. Последняя их работа – это «Кармина Бурана», кантата для хора, оркестра, солистов с участием балетной труппы. Эту постановку театр восстановит уже в будущем сезоне. К слову, именно Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов выступят художниками-постановщиками балета «Сергей Калмыков».
– Какие премьеры ожидаются в театре в этом году?
– В юбилейный театральный сезон театр планирует ряд крупных премьер. В конце апреля представим три одноактных балета. «Открывая Баха» – бессюжетный балет, абстрактная деконструкция классицизма. Балет поставлен на один из самых популярных фортепианных концертов Баха. Партию фортепиано исполнит Амир Тебенихин. Второй балет – «Болеро» Мориса Равеля в хореографии бразильского балетмейстера Риккардо Амаранте. История «Болеро» воспевает идеалы женской красоты и чувственности. Третья премьера – балет Михаила Фокина «Шопениана». Бессюжетный балет-оммаж эпохи романтизма с его вечным конфликтом между мечтой и реальностью. Впервые балет был поставлен в 1962 году Заурбеком Райбаевым. В этом сезоне его восстанавливает Гульжан Туткибаева, главный балетмейстер театра. Ожидаемая премьера пройдет 15 и 16 июня, мы представляем оперу «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского. Это наш репертуарный спектакль, но декорации уже не обновлялись 60 лет. Было решено не просто обновить декорации, а сделать новую постановку. Для работы над ней мы пригласили режиссера из Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Ирину Лычагину, обладательницу «Золотой маски».
Также в честь 85-летия в театре пройдет фестиваль оперы и балета в период с 29 мая по 2 июня. В программе оперы «Абай», «Кармен», балеты «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта», гала-концерт с участием мастеров оперного и балетного искусства. Пользуясь случаем, приглашаю всех в театр. Наша миссия – это не только пропаганда классического наследия, но и воспитание высокого художественного вкуса у нашего зрителя.
Юрий КАШТЕЛЮК