Народный художник

Работы Абылхана Кастеева стали художественной летописью истории Казахстана

6 002

В этом году отмечается 115 лет со дня рождения народного художника Казахстана Абылхана Кастеева. Начало юбилейного года ознаменовал круглый стол, посвященный творчеству первого живописца республики, – в Государственном музее искусств, носящем имя художника, собрались ведущие искусствоведы, соратники и родные художника.
Открывая научный и творческий диалог, директор ГМИ профессор Гульмира Шалабаева сделала акцент на том, что Абылхан Кастеев являет собой один из символов нашей страны, ее культуры.
– В статье «Семь граней Великой степи» Глава государства подчеркнул, что национальная история начинается, когда смыкаются горизонты пространства и времени. Эта очень точная формулировка применима к личности Абылхана Кастеева. Созрев как мастер живописи в период общественных преобразований, своей кистью он запечатлел историю своего народа, своей земли, – сказала директор музея, добавив при этом, что коллекция работ Абылхана Кастеева – одна из наиболее ценных в музее.
Продолжая тему формирования художника, модератор встречи – заместитель директора по науке ГМИ Светлана Кобжанова дала характеристику историческому периоду, в котором созревало творческое дарование Кастеева:
– Первая половина XX века в западном искусстве стала временем своеобразного творческого пессимизма, звучали высказывания о том, что традиционная живопись уже дошла до своего пика и дальше ей развиваться некуда. Не зная всего этого, в предгорьях Алатау рос любознательный мальчик, обладавший способностью изображать окружающий его мир.
Абылхан Кастеев был самоучкой – не посещая школу, научился читать и писать, сам стал осваивать живопись.
И, возможно, отметила следующий спикер – кандидат искусствоведения, ученый секретарь музея Екатерина Резникова, отсутствие фундаментального художественного образования имело и положительные моменты: Кастеев творил, не оглядываясь на каноны и авторитеты.
Вместе с тем у него были наставники, в числе которых живописец Николай Хлудов, который, к слову, тоже осваивал живопись самостоятельно. Не исключено, что работы Хлудова, мастерски отображающие традиции и быт казахов, стали дополнительным стимулом для развития творческого дарования Кастеева.
Круглый стол, посвященный творчеству первого казахского живописца, проходил в зале, где собраны его работы. В своем докладе Екатерина Резникова попросила присутствующих вновь обратить на них внимание, в частности она остановилась на картине «Турксиб» 1969 года.

6 001


Как известно, Абылхан Кастеев в молодости работал на строительстве Турксиба, и эта грандиозная стройка произвела на молодого человека огромное впечатление. Он был свидетелем прибытия в наш край первого поезда и спустя десятилетия изобразил этот исторический момент на полотне.
– Возможно, здесь непропорциональны некоторые детали, но вместе с тем картина очень правдоподобна. Энтузиазм и воодушевление людей – главное содержание композиции. Полотно передает особенности характера жителей степи, их способность искренне радоваться всему новому, – подчеркнула спикер.
Дочь художника Гульдария Кастеева отметила, что эта способность – смотреть на мир широко открытыми глазами – была в полной мере присуща ее отцу. Он сохранил восторг от созерцания действительности на всю жизнь.
В творчестве им двигало стремление узнать новое, и в этих поисках он был очень упорен и честен с самим собой. Живописец с уважением относился к теме, выбранной для будущего полотна, кропотливо изучал ее.
Так, работая над портретом Кенесары (1935 год), он беседовал с аксакалами, лично знавшими лидера национально-освободительного движения, последнего из могущественных казахских ханов, внука хана Абылая.
В итоге созданный Абылханом Кастеевым образ Кенесары, по мнению аксакалов и историков, получился очень правдоподобным. Во многом именно по этому портрету наши современники формируют свое представление о хане Кенесары.
Так же скрупулезно он работал и над портретом Амангельды Иманова (1950 год). Полотно было создано к 30-летнему юбилею Казахской республики. Именно это полотно является одним из лучших произведений Кастеева на тему революционных событий начала ХХ века.
Лично знавший художника писатель и журналист Изгилик Дабаев отметил, что в жизни Абылхан Кастеев был очень скромным человеком и оставался таким всегда. Дочь художника в свою очередь рассказала эпизод, как они вместе с отцом смотрели фильм «Господин 420», повествующий о простом парне из народа, который стремится реализовать себя.
– Когда папа смотрел фильм, из глаз его катились слезы, ведь герой фильма так напоминал его самого в молодости, – поделилась воспоминаниями Гульдария Кастеева, добавив, что ее отец был очень добрым и отзывчивым человеком.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что творческий путь Абылхана Кастеева – это пример человечности, любви к родине, профессиональной самоотдачи, искренности и правдивости в творчестве.

6 003

Нагим-бек Нурмухаммедов. «Портрет народного художника РК А. Кастеева», 1954 г.

Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлены ГМИ имени А. Кастеева