Нина Кочеляева: В Казахстане сбалансированная культурная политика

Международная научно-практическая конференция «Современное киноискусство в контексте духовного возрождения», посвященная 70-летию со дня рождения основоположника профессионального киноведения в Казахстане, профессора, заслуженного деятеля Казахстана, кавалера ордена «Құрмет» Бауыржана Рамазанулы Ногербека  собрала в стенах Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова именитых киноведов СНГ. 
 
3
 
4
 
Памятное мероприятие ознаменовалось присвоением имени профессора Б.Р. Ногербека аудитории-мастерской, в которой четверть века тому назад мэтр впервые принял курс киноведов. Наряду с этим состоялось открытие мемориальной доски и торжественное награждение именной стипендией Бауыржана Ногербека лучшего студента по специализации киноведение. Ею стала студентка 3-курса Есенгельды Айжан.
 
2
 
В ходе пленарного заседания участники мероприятия представили ряд презентаций, обсуждали вопросы кинопроцесса, разбирали этапы становления казахстанского кино, взаимодействие фольклора и кино. 
 
КОЧЕЛЯЕВА НИНАОтвечая на вопросы корреспондента «Вечерки» о том, как бы они оценили состояние киноиндустрии в Казахстане, ведущий научный сотрудник ВГИК им.С.Герасимова и кандидат исторических наук Нина Кочеляева в частности отметила положительную динамику развития отрасли: «Я наблюдаю за Казахстаном не только как киновед и историк кино, но и как человек, занимающийся культурной политикой. У Казахстана есть свой выверенный и очень четкий путь. Мне кажется, что Казахстан – одно из немногих государств, которое ведет очень сбалансированную культурную политику. Это выражается, например и в языковой программе, когда существуют три обязательных языка для изучения. Казахский – для внутреннего общения, русский – для взаимодействия на постсоветском пространстве, и английский - как язык международного общения. Те же принципы трехъязычия работают и для кинофестивалей. Казахстанская кинопродукция очень разнообразная. К примеру, есть продукция массовая, которая выходит для зрителей на экраны кино. Есть продукция для кинофестивалей и это очень востребованный  продукт. Все это говорит о том, что в кинематографии КЗ все не так плохо и даже хорошо. Каждый год появляются фильмы. В прошлом году я приглашала на кинофестиваль, программным директором которого я являюсь (В.А: открытый Российско-Британский кинофестиваль в Сочи, проходит в декабре) картину «Оралман», которая была награждена за вклад художника-постановщика. Мне кажется, что Казахстан сочетает в себе разные направления в развитии киноиндустрии. В том числе, уделяя внимание запросам публики, не забывает и об авторском кино, что сейчас большая редкость. И я очень рада, что  такие фильмы Казахстаном поддерживаются. И в то же время, таким глубинным знаковым картинам как «Оралман», как «Дорога к матери». То есть к тем, которые описывают путь Казахстана и создают образы, которые соответствуют этому пути. Я могу пожелать лишь успехов».
 
В свою очередь, доктор искусствоведения, профессор и директор Нового института культурологии (г.Москва, РФ) Кирилл Разлогов рассмотрел успешное развитие казахстанского кинематографа сквозь призму миротворческой функции страны и реализации актуальной тенденции соединения противоположностей – локального и глобального: «Очень многое делается в этом направлении после обретения Казахстаном независимости. С одной стороны Казахстан пытается возродить традиции народного кинематографа и каким-то образом завоевать место на мировых рынках. Это довольно сложно. С другой стороны, он должен удерживать позиции, которые он завоевал в фестивальном пространстве. Сейчас есть определенные успехи в этом плане. В Каннской программе появился казахский фильм. В этой связи должно быть понимание, что это разные задачи и реализовываться они должны разными средствами, каждая из которых решается определенными технологиями».
 
Эксперт также добавил, что если в разрезе стран ЦА пальма первенства по международным кинофестивалям за Казахстаном, то в выстраивании живого общения и связи со зрителями – нам есть чему поучиться у Узбекистана и Кыргызстана. 
 
Записала Саида Ахмедова