Окрылённые Абаем

Образ Абая был и остается источником вдохновения для живописцев

6 001

А. Кастеев «Портрет юного Абая»

 

Государственный музей искусств имени Абылхана Кастеева начал подготовку к масштабной полугодичной выставке, посвященной 175-летию Абая. Как нам рассказала директор ГМИ Гульмира Шалабаева, музей представит портреты Абая художников разных поколений. В этих произведениях, часть которых находится в постоянной экспозиции ГМИ, живописцы минувшего столетия и современные мастера через его образ рассуждают о добром, вечном, о силе живого слова и важности постоянного духовного роста.
Впервые отечественные художники обратились к образу поэта, философа и мыслителя в 1930-х годах, когда проходило стремительное становление профессионального изобразительного искусства в нашей республике. Интерес к образу Абая со стороны художников совпадал с запросами общества: в стране открывались дневные и вечерние школы, вузы, рабфаки – люди стремились получать образование. Руководство республики было заинтересовано в том, чтобы творческие силы Казахстана через свое искусство поощряли стремление народа к знаниям, к чтению художественной литературы. Абай, чей образ в народе ассоциируется с книгой, стал самым убедительным примером того, что знание – это сила и богатство.
Руководитель отдела «Изобра-
зительное искусство Казахстана» ГМИ имени Кастеева Кульжазира Мукажанова рассказала, что в 1934 году в республике был объявлен конкурс на создание портрета казахского поэта-просветителя Абая Кунанбаева и иллюстраций к его произведениям. В числе художников, принявших участие в конкурсе, был молодой живописец Абылхан Кастеев.
Кастеева увлекла эта работа. От своего наставника, верненского, а затем алма-атинского художника Николая Хлудова, он перенял стремление осмысливать живописные образы сквозь призму уклада и традиций степи.
Следуя своему творческому кредо, Абылхан Кастеев изобразил Абая сидящим возле юрты, на фоне казахской степи. По словам искусствоведа, в этой работе живописец показал поэта певцом народного края.
Десятилетием позже, в 1945 году, Кастеев вновь обратился к теме Абая.
– Художник вспоминал, что за основу взял образ поэта, созданный казахским писателем Мухтаром Ауэзовым в романе «Путь Абая», – сказала Кульжазира Мукажанова.
Как отметила искусствовед, Кастееву удалось создать яркий, запоминающийся образ, он показал силу и мощь своего творческого потенциала, которому в тот период еще только предстояло раскрыться.
– Здесь Абай – совсем юный, ему нет и семнадцати. Он еще ученик, а не учитель. Его взгляд устремлен вдаль, в руках – раскрытая книга. Художник показал рождение таланта, начало пути Абая в мир литературы и духовной мысли. Пройдет время, и его страстные стихи, лирические песни, философские воззрения найдут отклик в сердцах людей, – высказала профессиональное суждение Кульжазира Мукажанова.
Живописец поколения Кастеева Айша Галимбаева также была вдохновлена образом поэта и просветителя – она создала серию эскизов к фильму «Песни Абая» 1945 года, воссоздающего отдельные эпизоды из жизни выдающегося просветителя ХIХ века.
Портреты Абая, созданные в 1940-х, вдохновили художников последующих десятилетий, они представили свой взгляд на образ классика казахской литературы.
– Наша коллекция богата портретами Абая выдающихся художников Казахстана, работавших в различных стилях: «Портрет Абая» (1971) Нагимбека Нурмухамедова, «Портрет Абая» (1981) Леонида Леонтьева, полотно «На родине Абая» Турсуна Абуова, «Поэт-просветитель Абай» Муратжона Рахимбаева, – сделала обзор музейной коллекции искусствовед.
Наряду с перечисленными художниками глубокие и сильные по своему художественному восприятию образы Абая создал Токболат Тогусбаев. Поэт, философ и мыслитель стал героем двух его полотен: «Абай-мыслитель» (1971) и «Портрет Абая Кунанбаева» (1982).
– Для создания полотна «Абай-мыслитель» художник выбрал лаконичную, монументально решенную композицию. Абай изображен в профиль, в глубокой задумчивости, он сидит на фоне огромной полусферы земли. В нем сконцентрирована энергия мысли и чувства. Его фигура соразмерна нашей планете. Ведь Абай в глазах художника – личность космического масштаба. Длинный красный чапан акцентирует внимание на фигуре поэта. Вплетаются в образ и неслучайные детали: ветер треплет листы раскрытой книги, на темном небе диск луны тревожного красного цвета, не зря он перекликается с цветом одежды. Образ Абая неотделим от образа родной степи, – рассказала искусствовед.
Еще в одной работе, посвященной образу поэта, просветителя и философа, «Портрет Абая Кунанбаева» (1982) живописец подчеркивает, что творчество Абая, его философские взгляды неразрывно связаны с культурой своего народа, но вместе с тем они носят универсальный характер.
– Меняются времена, сменяются поколения, но Абай был, остается и будет путеводной звездой для живописцев, сквозь призму его творчества, его богатейшего культурного и духовного наследия они рассуждают о непреходящих человеческих ценностях, таких как любовь, добро и справедливость, – подытожила директор ГМИ Гульмира Шалабаева.

6 002

Т. Абуов «На родине Абая»

 

6 004

А. Галимбаева «Айтыс»

 

6 003

Л. Леонтьев «Портрет Абая»


Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлены ГМИ имени А. Кастеева