Окрылённые началом

В этом году исполняется 80 лет со времени первой постановки «Лебединого озера» в Алматы

8 001

В 1938 году спектакль «Лебединое озеро» Чайковского положил начало созданию балетной труппы ГАТОБ. К этой постановке подключились ведущие творческие силы, приехавшие по зову казахстанского правительства развивать хореографическое искусство в республике.
Постановка этого балета имела важнейшее значение. В случае ее успеха алма-атинский театр выходил на качественно новый уровень, ведь постановка одного из шедевров мирового балета означает, что коллектив готов выполнять сложные хореографические задачи. По сути дела, это был выход на всесоюзный уровень.

8 002

Балетмейстером постановки был представитель московской школы Леонид Жуков, до приезда в Алма-Ату танцевавший на сцене Большого театра. Он досконально знал нюансы профессии, как танцовщик обладал легким, воздушным прыжком, выразительной мимикой, был блестящим партнером. В своей алма-атинской постановке он исполнил испанский танец. Партию Зигфрида танцевал питерец, ученик Агриппины Вагановой Александр Селезнев. Он приехал в Алма-Ату в 1937 году уже зрелым мастером, успевшим потанцевать на сцене Театра имени Кирова (ныне Мариинский) и в Большом театре. Первой балериной, воплотившей образ главной героини спектакля, заколдованной злыми чарами девушки-лебедя Одетты и коварной Одиллии, стала прима-балерина театра Зоя Плужникова, приехавшая из Ленинграда. Декорации к балету создавал русский и советский художник, знаток истории костюма Всеволод Теляковский; в музее ГАТОБ можно познакомиться с эскизами его декораций.
Учитывая значимость постановки, премьера была широко освещена казахстанскими периодическими изданиями. Наша газета, которая в то время выходила под названием «Социалистическая Алма-Ата», писала, что премьера говорит о росте коллектива: «Коллектив под руководством балетмейстера, заслуженного артиста РСФСР Л. Жукова одержал значительную победу – налицо крепкий ансамблевый спектакль». Далее газета отмечала, что новая премьера получила высокую оценку у зрителя, и желала театру смелее идти по пути дальнейшего освоения классического и современного балета.
Хореографические наработки Александр Селезнев, вскоре перешедший на педагогическую работу, использовал для подготовки будущих балетных кадров. Так, первый выпуск музыкально-хореографического комбината (ныне АХУ имени А. Селезнева) в качестве экзаменационной работы подготовил второй акт балета «Лебединое озеро». Это было в 1942 году. Экзаменационную комиссию возглавляла сама Галина Уланова, приехавшая в Алма-Ату в эвакуацию и танцевавшая на алма-атинской сцене.
В послевоенное время спектакль прочно закрепился в репертуаре ГАТОБ имени Абая. В главной женской партии блистали Сара Кушербаева, Фарида Койгельдинова, другие солистки. Партию Зигфрида исполняли Абдуахим Асылмуратов, Ануарбек Джалилов и целый ряд одаренных танцовщиков.
Заслуженная артистка Казахстана Людмила Рудакова выходила на сцену в образе Одетты – Одиллии 152 раза. Вместе со своим партнером и супругом – народным артистом СССР Рамазаном Баповым она собирала полные залы.
– Балет Чайковского «Лебединое озеро» – это экзамен на профессионализм балетной труппы, визитная карточка театра, и, конечно же, любая балерина мечтает исполнить партию Одетты – Одиллии, – отметила она.
Людмила Рудакова подчеркнула, что балет «Лебединое озеро» позволяет балерине раскрыть свои возможности как в техническом, так и в драматическом плане.
– Существует расхожее мнение, что в партии Одетты «нечего играть», а образ Одиллии, напротив, требует глубокого актерского осмысления. Но это не так. Исполнение партии и Одетты, и Одиллии требует большой профессиональной отдачи как с технической, так и с актерской точки зрения. Одетта тонка, нежна, воздушна, и в то же время она страдает, и это страдание нужно показать. Одиллия же коварна, она строит козни, это подчеркивается ускорением темпа, сложными техническими элементами, включая 32 фуэте. И здесь надо очень много работать, чтобы совместить технику с драматическим осмыслением образа, – высказала профессиональное мнение балерина.
В 2016 году ГАТОБ имени Абая представил обновленную версию балета «Лебединое озеро» в постановке народной артистки Казахстана, руководителя балетной труппы театра Гульжан Туткибаевой. Музыкальное руководство осуществил заслуженный деятель РК, генеральный директор и художественный руководитель ГАТОБ имени Абая Аскар Бурибаев. Сценография и костюмы народного художника России, лауреата Государственной премии РК Вячеслава Окунева. В главных партиях – Динара Есентаева, Фархад Буриев и другие солисты ГАТОБ.
Как отметил Аскар Бурибаев, авторы обновленной версии поставили задачу рассказать языком хореографии сказку, чтобы зритель ощутил подлинное творческое наслаждение.
По мнению художника Вячеслава Окунева, который много раз работал над сценографией «Лебединого озера» и видел разные хореографические версии, алматинская постановка вобрала в себя все лучшие находки.
– Гульжан придумала интересный ход, когда дивертисмент третьего акта, включающий венгерский, испанский, неаполитанский, русский, польский и другие танцы, обыгрывается как представление невест, – высказал свои впечатления Окунев.
Постановка «Лебединого озера» стала отправной точкой к созданию высокопрофессиональной балетной труппы театра, который сегодня демонстрирует свое мастерство не только в республике, но и за ее пределами – в странах Европы, Азии. На спектаклях ГАТОБ залы всегда полны. По традиции балетная труппа театра начинает каждый новый сезон спектаклем «Лебединое озеро».

Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлены АХУ имени А. Селезнева