Ориентиры на будущее

РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ: новые принципы

6 001

Дархан Ахмед-Заки,
президент университета международного бизнеса UIB
– Акцент на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех, как отметил Елбасы в программе «Рухани жаңғыру», формируют единственную успешную модель в современном мире. Прагматизм становится платформой новых знаний: под вектор рациональности подстраиваются образовательные программы. По отношению к вузам программа «Рухани жаңғыру» имеет первостепенное значение, поскольку все задачи, отмеченные Елбасы, касаются воспитания нового поколения человеческого капитала – молодежи. Для себя мы определили три ключевых вектора. Первый заключается в формировании духовной культуры. Здесь же речь идет о рациональном восприятии и четких ориентирах на будущее. Во-вторых, это изучение языков, в том числе преподавание ряда специальностей на английском языке. Третий вектор – проект «100 новых учебников на казахском языке», которые добавят нашим студентам современного взгляда и будут полезны с точки зрения культурных ценностей Запада. Для нас важен и проект «100 новых лиц Казахстана», поскольку культ образования должен опираться на best practice – лучшую практику. Участники проекта как раз демонстрируют истории жанра self-made. Эти люди достигли высот самостоятельно – своим упорством и талантом. И среди них много молодежи.
Прагматизм, однозначно формирующий новый тип казахстанского гражданина, наш вуз взял за базовый каркас. В современном обществе это понятие связано как с владением иностранными языками, так и с уважением исторических и культурных ценностей. 26 лет назад в период перехода от уклада советского общества люди не задумывались о духовности: нужно было зарабатывать деньги и становиться на ноги. К настоящему моменту, я считаю, социум созрел. И в первую очередь готова к изменениям именно студенческая молодежь. Новое поколение впитывает огромный поток информации, и нужно сделать так, чтобы система образования помогала вбирать самое ценное.
Для будущего бизнесмена прагматизм – это готовность взять ответственность за свои решения и завтра открыть собственное дело. Бизнесменов нужно готовить рацио­нально-инновационным подходом. UIB изначально позиционировал себя как университет практических знаний, и мы продолжаем проводить для студентов встречи с известными бизнесменами. На историях успеха в какой-то степени могут создаваться аналоги, но это не должен быть шаблонный бизнес, а казахстанский МСБ, считаю, сегодня как раз в такой ситуации. Почти все существующие компании можно свести к единому каталогу бизнес-идей. Да, на этапе открытия однозначно шаблоны должны быть. Но только не в период развития. Следующий этап – работа на качество. Условно – запускаются десять парикмахерских и развиваются по единой модели. Если она неверная, то во всех десяти случаях бизнес-план провалится. На это и направлена наша новая программа – обучать не только тому, как открыть свое дело, но и как грамотно его развивать. И этот подход сконцентрирован у нас в трех ключах – в клиенто­ориентированности, сервисоориентированности и инновационности бизнеса. Последний заключается в применении новых подходов к клиенту, а отсюда вытекает необходимость обучения по профилю электронной коммерции. Сегодня действующий бизнес активно выходит на электронные площадки, но сколько потенциальных предпринимателей к этому готовы? Очень маленький процент. Даже несмотря на поддержку государства, практически обнулившего налоги на открытие онлайн-магазина. Этим и объясняется наше стремление. Мы считаем, что сегодняшний студент должен получать образование в условиях новых возможностей. Только тогда он сможет считать себя естественным игроком в этой среде.
Для этого мы ввели ряд новых дисциплин, в числе которых «Инновационная деятельность в национальной экономике», «Клиентоориентированность в цифровой экономике», «Зеленая экономика» и другие. На всех специальностях мы ввели дисциплину «Лидерство». Есть также курс «Практика ведения бизнеса», в рамках которого наши преподаватели отправляются со студентами на предприятия и видят работу изнутри. В том числе сложности. За каждой историей успеха стоят моменты падений, поэтому в кейсах обязательно рассматривается и отрицательный опыт. Это и есть рациональность, ведущая к критическому мышлению. Более того, мы объединяем менеджеров, маркетологов, психологов и финансистов для решения одного кейса задач. За счет этого симулируются реальные условия внутри корпорации. Еще один важный акцент делается на цифровой маркетинг. Все это заложено в нашу новую образовательную программу.
Ряд дисциплин мы включим в действующие образовательные программы, которые были созданы в прошлом и позапрошлом годах. Кредитные технологии позволяют это сделать. Подчеркну, что новые предложения родились на основе обсуждения с самими работодателями. Именно они первыми должны увидеть ценность этих перемен.
Очень важное значение имеет изучение иностранных языков. Владение языками неотделимо от современной сути прагматизма. В школе нас обучали английскому 6–7 лет, в вузе – 2–3 года плюс год в магистратуре. Но почему в итоге мы так и не говорим на иностранном? Одни ссылаются на методику, другие – на слабость педагогов, третьи – на отсутствие среды. Но главная причина кроется только в нас самих. Если мы не видим в этом навыке ценности, откуда взяться желанию? Должна быть мотивация. Для ее появления мы создали среду. Запущено мобильное приложение, помогающее закрепить пройденную тему. Мы вышли на студента через самое удобное для него средство коммуникации. Ежедневно в течение недели мы отправляем ему через новый ресурс материалы и задания по определенной теме. Наша цель – развить у студента чувство потребности в английском языке. В России и Европе уже давно изменился подход к обучению языкам, где он ненавязчив и так же интегрирован с современными технологиями.
Сегодня многие молодые люди свободно говорят на казахском, русском и английском языках. Просто надо сделать так, чтобы эта стратегия была созвучна с ориентирами на внутренние ценности, и тогда мы добьемся эффективных результатов.