367.06  416.17 5.56

Особое отношение

Модернизация общественного сознания

В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», которая придает новый импульс и в сфере изучения краеведения, Глава государства отмечает: «…патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Почему малая родина? Человек – существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина – это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь»...

Как заинтересовать молодых людей историей родного края? Какие способы и методы могут и должны применять преподаватели алматинских учебных заведений, чтобы привить учащимся интерес к изучению своих корней? На эти и другие темы в свете программной статьи Президента рассуждает историк Гульназ Бейсенбаева, преподаватель Алматинского колледжа новых технологий:

4 0022
– Модернизация общественного сознания является началом всех преобразований в стране. Основой «Рухани жаңғыру» выступают шесть проектов, и каждый по-своему значим. Один из них – проект «Туған жер», реализация которого позволит не только укрепить связи человека с краем, с землей, где он родился и вырос, через познание и конкретную помощь малой родине, но и обеспечить научно-образовательную и инфраструктурную поддержку – исследование истории, географии, объектов родного края, его благоустройство. Это означает, что начался процесс серьезной краеведческой работы.
В последнее время краеведение как предмет изучения обретает все более возрастающий интерес и, соответственно, статус. Объем преподавания факультативных занятий по краеведению в учебных заведениях республики постоянно увеличивается.
По словам Нурсултана Назарбаева, каждый человек должен знать историю не только всей страны в целом, но историю своего родного края. Но, как показывает практика, непросто рассказать о своем родном городе так, чтобы это захватило, в особенности молодую аудиторию. Еще Шынгыс Айтматов отмечал: «Всегда чувствуешь, что не в состоянии поведать и сотой доли того, что хотел. Города – это миры нашей планеты, это далекое прошлое и сегодняшний день, и наше будущее».
Одним из действенных способов выполнения поставленной задачи является проведение занятий, которые направлены на всестороннее изучение родного города Алматы, его истории и природы. Для этого группой преподавателей, писателей и ученых было разработано методическое пособие для проведения занятий по краеведению в колледжах. Новая методика предлагает использовать для занятий документы из архивов, материалы и документы экспедиций, музеев, краеведческую литературу, воспоминания участников и очевидцев исторических событий, литературные источники.
Как ожидается, уже в следующем учебном году студенты начнут изучать этот предмет. Между тем по краеведению пока нет учебников, программ и пособий. Это связано с рядом объективных трудностей: недостаточная изученность предмета, краткость и скупость письменных сообщений, хроник и исторических документов.
Например, именно по этой причине долгие годы считалось, что история нашего города началась только с приходом русских войск и основания Верного. Но теперь стало известно, что Алматы вырос не на пустом месте, имеет свою предысторию и историю. Эта территория еще до прихода казачьих отрядов представляла собой населенный казахами благодатный оазис в чаше горных вершин Алатау. И впоследствии Верный по праву стал незаменимым форпостом не только в Юго-Восточном Казахстане, но и в масштабах всей Центральной Азии. Благодатная природа Жетысу, перспективы успешного процветания явились причиной нескольких потоков массовых переселений в эту местность. Уже в советское время Алма-Ата совершенно логично приобрела статус столицы одной из 15 республик и стала символом Казахстана, центром притяжения талантливой интеллигенции, городом, который находился у истоков независимости Казахстана.
Все это и многое другое можно и нужно рассказывать подрастающему поколению. Факультативная форма работы, которую мы предлагаем, дает возможность одновременно заниматься в нем учащимся разных возрастов, помогает проявить самостоятельность и свои способности в большей степени, привлечь к занятиям обширное число студентов, которые интересуются историческим туризмом и краеведением. Поэтому основной целью изучения малой Родины является формирование самосознания обучающихся, воспитание у них патриотических качеств, пробуждение интереса к своему городу и углубление знаний о нем. Все это лучше воспринимается студентами через краеведческую деятельность, в туристических походах и экскурсиях, через участие в выполнении заданий по краеведению. Такие формы работы расширяют кругозор молодых людей, дают необходимые для жизни навыки и умения, содействуют выработке коллективизма и ответственности. Приче, практика показывает, что краеведческая работа одинаково интересна как для педагогов, так и для учащихся.
Несмотря на то что курс по проведению занятий по краеведению факультативный, при составлении программы в обязательном порядке учитывались требования Государственного стандарта образования Республики Казахстан, Закона об образовании РК, учтены основные задачи «Концепции о гуманитарном образовании РК», «Концепции о формировании исторического сознания в РК» типовой программы по истории Казахстана.
Курс краеведения по изучению истории становления и развития города Алматы имеет несколько целей: образовательная – воссоздание целостной системы изучения огромного культурного и исторического наследия нашего города, при особом внимании к изучению культурно-исторических памятников; развивающая – развитие умения учащихся систематизировать свои знания по истории родного города, нарабатывать навыки самостоятельной поисковой системы, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к проблемам прошлого и настоящего; воспитательная – формирование интереса к истории родного края, чувства патриотизма, толерантности и плюрализма. Все вместе это создает реальные предпосылки к тому, чтобы сделать занятия по изучению родного края максимально увлекательными, познавательными и полезными для молодежи.
Давно известно, что изучать историю родного края, традиции и культуру своего народа – это необходимость, потому что народ, забывший уроки своей истории, осужден переживать их заново. Не случайно Глава государства акцентирует внимание именно на этом: «Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма».
Подготовила Ирина ВАСИЛЬЕВА