Перемены к лучшему

Отечественные вузы предлагают путь, по которому должно развиваться высшее образование в свете программной статьи Президента


– В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава нашего государства обрисовал четкие контуры модернизации общественного сознания, – говорит ректор Казахского Национального медицинского университета имени С. Д. Асфендиярова Талгат Нургожин. – За прошедший год программа приобрела четкие контуры. Модернизационные преобразования поддержало казахстанское общество в лице национальных университетов республики, приступив к активной реализации поставленных задач. Время никого не ждет, модернизация, как и сама история, – бесконечно продолжающийся процесс. И вот здесь очень важно, чтобы все казахстанцы помнили, что успех ждет только тех, кто хочет и готов к изменениям.
Программа «Рухани жаңғыру», инициированная Главой государства, – это действительно масштабный проект национального уровня. Она уникальна тем, что затрагивает все сферы жизнедеятельности общества. Ее смело можно назвать своего рода идеологической платформой развития казахстанского общества на современном этапе и в долгосрочной перспективе. Обновление общественного сознания напрямую связано с потребностью населения, проживающего в общем социальном пространстве, успешно адаптироваться к динамично меняющимся условиям современности. При этом содержание общественного сознания граждан Казахстана тесно переплетается с их интересами, идеями, ценностями и перспективами, опирается на духовные основания, включая культуру, поведенческие практики, обычаи и традиции, науку, нравственные императивы. Как известно, ключевыми направлениями модернизации национального самосознания в ХХI веке, применяемыми как на индивидуальном, так и на общественном уровне, являются конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное развитие и открытость сознания.
К слову, в своей статье Нурсултан Абишевич Назарбаев особые надежды возлагает на молодое поколение, которому строить будущее страны. И именно поэтому большая роль в реализации поставленных Главой государства задач отводится университетам нашей страны. И мы готовы к этому, более того, уже приступили к осуществлению планов.
В прошлом году мне доверили возглавить ведущий медицинский университет страны – КазНМУ имени Асфендиярова. Сегодня цель нашего университета тесно переплетается с задачами «Рухани жаңғыру». Мы стремимся подготовить наиболее перспективные и востребованные для современной медицины кадры– первоклассных врачей и провизоров, исследователей и управленцев в сфере здравоохранения, формирования кадрового резерва страны.
Первые шаги нашим вузом уже сделаны. Начиная с 2017–2018 учебного года в университете начались перспективные перемены. Некоторые изменения претерпел прием абитуриентов. Мы всегда должны помнить о том, что наша основная цель – подготовка специалистов самого высокого уровня для клинического звена. А сверхзадача – воспитать элиту будущей казахстанской медицины. Как вы понимаете, это всегда продукт штучный, и стандартная программа обучения на него не рассчитана. С другой стороны, всегда есть какая-то часть студентов, стремящихся выйти за рамки стандартов, достичь высот в выбранной профессии и готовых заниматься дополнительно по многим направлениям. Мы хотим выявить таких ребят и дать им возможность реализовать свой потенциал и лидерские качества. Кроме того, мне, как руководителю крупнейшего медицинского вуза страны, крайне важно создание кадрового резерва. Глава государства подчеркивает, что культ образования должен быть всеобщим. Я согласен с этим и как ректор медицинского вуза, и как врач.
В последние годы среди медвузов наблюдается тенденция фокусироваться на гуманитарных науках. Основным вектором развития ­КазНМУ также станет стремление к гуманизации образования, обеспечивающее воспроизводство специалистов персонализированной медицины. Изменятся и традиционные каналы предоставления знаний. Предпочтение будет отдаваться дидактическим лекциям, малым студенческим группам, обучению в многодисциплинарных командах, раннему вовлечению студентов в клинический процесс с участием пациентов, широкому использованию информационных технологий, разнообразию рабочей обстановки, обучению на уровне первичного звена здравоохранения и в больницах различного уровня. Наш университет имеет большой опыт академического сотрудничества с иностранными вузами, и, конечно, совместные образовательные программы на разных уровнях и по различным направлениям доступны для слушателей. Иностранные профессора регулярно читают лекции и проводят мастер-классы в нашем университете.
Хочу еще отметить, что на ближайшие годы основой высшего медицинского образования в ­КазНМУ должны стать мировые тренды технологий здравоохранения. Держа руку на пульсе, университет всегда следит за развитием медицинских школ наиболее известных университетов мира. Есть некоторые тенденции и подходы, которые можно и нужно использовать в совершенствовании учебного процесса в КазНМУ. К примеру, учебная программа «От генов к обществу». В ней представлена новая модель здоровья и болезней, основанная на принципах адаптации к окружающей среде, изменчивости генотипа и стратификации риска, а не просто на дихотомическом взгляде на «нормальную биологию человека» (здоровье)и «ненормальную физиологию» (болезнь). Это программа позволяет подготавливать студентов к изучению организма пациента вплоть до клеточного уровня. Другими словами, заниматься изучением не только органов, но и тканей, клеток, белков и ДНК, что в совокупности с данными о внешних экологических и социальных факторах дает возможность поставить точный дифференциальный диагноз и эффективный план лечения. Это особенно важно для пациентов, имеющих дело с хроническими заболеваниями, – та область медицины, которая давно упускается из виду. На контроле и тщательном изучении и такая учебная программа, как пациент – индивидуум. Этот формат обеспечивает основу для анализа множества факторов, включая индивидуальные генетические, экологические и социально-экономические характеристики, которые повлияют на представление болезни пациента.
Другими особенностями инновационных систем медицинского образования являются более широкий упор на общение врача и пациента, этику и искусство медицины; студенты получат глубокое знание выбранного ими варианта, а также передовые технические навыки работы в лаборатории, в области научных исследований и навыков презентаций. Одним словом, университет меняется, и эти перемены к лучшему.

Подготовила Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ