Пластика жанра

На гала-концерте в честь 175-летия Абая в Алматы столичная академия хореографии представила неоказахский стиль

8 002

На сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая воспитанники столичной хореографической школы представили большую программу, включающую балетную классику, народно-сценический танец, а также изюминку вечера – неоказахскую хореографию.
Как отметила первый проректор академии заслуженный деятель РК Бибигуль Нусипжанова, гала-концерт в Алматы – традиционный выездной творческий проект юных артистов из Нур-Султана:
– Мы специально привозим сюда наших воспитанников, чтобы они подышали воздухом театра, с которого начиналось профессиональное хореографическое искусство страны, прочувствовали атмосферу этой исторической сцены.
Гала-концерт – это в первую очередь творческий отчет столичной хореографической молодежи перед алматинскими корифеями, добавила проректор.
Студенты старших курсов под музыку фольклорно-этнографического ансамбля «Туран» исполнили номер, сочетающий в себе народно-сценический танец, классику и новые течения в современной хореографии.
Неоказахская хореография – набирающее обороты творческое направление Казахской национальной академии хореографии. Авторская разработка этого стиля принадлежит старшему преподавателю кафедры педагогики академии, победителю проекта «100 новых лиц Казахстана», лауреату Премии Фонда Первого Президента – Елбасы Анваре Садыковой, которая, к слову, выступила ведущей гала-концерта.
Хореограф рассказала, что новые формы, основанные на синтезе классических жанров и народного танца, она начала искать еще в Алматы – во время обучения в хореографическом училище имени Александра Селезнева и в Казахской нацио­нальной академии искусств имени Темирбека Жургенова. Практическому воплощению замыслов предшествовала большая исследовательская работа – Анварой издано 23 труда, в том числе две монографии.
Рассказывая о своих творческих проектах, Анвара Садыкова подчеркнула, что школа, основанная на сочетании жанров и стилей, имеет в Казахстане давние традиции и была заложена корифеями хореографии, в числе которых Даурен Абиров, Заурбек Райбаев, Булат Аюханов, другие мэтры:
– Все они в разные периоды занимались этими творческими экспериментами. Опираясь на их опыт, я начала свои поиски.
Сейчас новое направление находится на стадии теоретического обоснования, определения понятия неоказахского стиля, теория закрепляется на практике. В Нур-Султане к новаторским исканиям присоединился лауреат международных конкурсов Алмат Шамшиев. Работая над постановкой номеров, хореографы стремятся максимально передать в танце богатый мир казахской традиции, подчеркнуть фольклорную основу. В номерах, основой которых послужила неоказахская хореография, задействованы учащиеся старших курсов академии, так как они уже технически подготовлены для воплощения этих творческих задач. К новым веяниям приобщают подростков и учащихся младших классов. Как отметил приглашенный преподаватель академии, специалист, работающий в России и Великобритании, Антон Луковкин, за происходящим дети наблюдают из зала. Однако они не простые зрители: их задача – запоминать пластические рисунки неоказахской хореографии, чтобы к старшим классам иметь представление об этом творческом направлении и быть готовыми к воплощению идей Анвары Садыковой и ее коллег.
На концерте юные артисты исполнили фрагменты из балетов «Коппелия» Лео Делиба, «Дон Кихот» Людвига Минкуса, «Жизель» Адольфа Адана, «Гаянэ» Арама Хачатуряна, «Фея кукол» Йозефа Байера, других классических произведений хореографического искусства, а также народные танцы.
– По традиции гала-концерты в Алматы мы посвящаем важным датам и событиям. В этом году большой творческий вечер наших артистов прошел под эгидой 175-летия Абая – в нашей педагогической работе мы придаем большое значение приобщению детей и молодежи к его песням, литературному и философскому наследию. Знакомство с миром Абая очень важно для формирования творческой личности, и отрадно, что это понимают наши воспитанники. Абай завещал нам быть открытыми миру, но в то же время чтить традиции. Мы, готовя будущих артистов балета, следуем завету аксакала, – резюмировала Бибигуль Нусипжанова.

8 001
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА