Размышляя о главном…

Недавно на семинарском занятии по философии студент-баянист говорил о структуре мировоззрения, назвав при этом убеждения знаниями о мире и человеке. В ответ на мой вопрос, так ли это, развернулась небольшая дискуссия. В итоге мы пришли к общему мнению, что убеждения – это не просто знания, а идеи и принципы, перешедшие во внутренний план личности, составляющие основу ее самоидентификации. Не случайно кто-то из великих педагогов прошлого века говорил, что главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.

Почему я вспомнила об этом примере в связи с осмыслением программной статьи Н. А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»? Наверное, потому, что понимание глобальной задачи модернизации общественного сознания невозможно без перевода теоретических положений этой замечательной статьи во внутренние убеждения каждого человека нашей страны, особенно молодежи. Что греха таить, духовный вакуум, который образовался в постсоветском обществе после распада единой великой державы, не преодолен до конца в сознании большой части населения нашей страны. Объединяющая общество национальная идея пока далека от реализации. В этих условиях предложенная Президентом РК программа модернизации общественного сознания аккумулировала в себе как масштабные задачи Стратегии «Казахстан-2050», вдохновляющие идеи патриотического акта «Мәңгілік ел», так и новые вызовы современного исторического периода. Каждое слово этой президентской статьи звучит как камертон, измеряющий наш духовный настрой к изменению себя ради масштабного преобразования своего Отечества.
Казалось бы, сухое слово «конкурентоспособность». Но оно заключает в себе требование формирования в каждом гражданине страны, особенно в молодежи, набора качеств, достойных XXI века. И предпосылками формирования этой конкурентоспособности выступают компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость. Не поспоришь, «и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке». Но лично для меня и моих коллег ближе всего те положения статьи нашего Президента, которые касаются задачи формирования культа знания и реализации проекта «Современная казахстанская культура в глобальном мире». Как справедливо указывается в статье, «речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям».
Вот по этому пункту программной статьи Н. А. Назарбаева нам, консерватории имени Курмангазы, есть что сказать и что продемонстрировать.
Творчество культуры основано на динамике взаимодействия традиций и инноваций. Динамика культуры основана на механизмах преемственности, устойчивости и изменчивости. Об этом же говорится в президентской статье: «Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе».
Новые политические и экономические реалии привели к отчуждению многих молодых людей от традиционных ценностей. К примеру, массовая музыкальная культура в последние десятилетия стала проводником ценностей индивидуализма в отрицательном их значении. Технические достижения средств массовой информации открыли новые возможности для взаимопроникновения музыкальных культур разных стран. Примечательно, что наметившаяся с начала 60-х годов ХХ века тенденция плюрализма в культуре, образе жизни, интересах и духовных ценностях привела к формированию молодежной музыкальной субкультуры. Ее влияние в современном мире настолько велико, что стало определять общественные вкусы не только молодежи, но и других социальных групп. Не менее важно и то, что благодаря телевидению, радио, а сегодня и Интернету духовные ценности, взгляды и потребности молодежи в сфере музыкальной культуры распространились на экономическую сферу и породили новую отрасль – шоу-бизнес, в которой заняты десятки тысяч людей и задействованы огромные финансовые средства. Отсюда менее востребованной оказалась музыка классическая, во многом лишенная официальных каналов распространения. В настоящее время наблюдается доминирование развлекательных жанров эстрадной, поп- и рок-музыки, которое отрази­ло противоречие между активными изменениями в социально-экономических условиях жизнедеятельности молодых людей и отставанием их психофизиологической перестройки, нарушением процесса социализации и адаптации. Свою негативную роль сыграла и повальная погруженность молодого поколения в виртуальную реальность. Исключить вышеназванные негативные моменты способны именно народная и академическая музыкальная культура, поскольку это не только прошлое, но настоящее современной культуры. На смену отрыву человека от его национальных корней должна прийти ориентация на тесную связь с культурой своего народа. Наличие интереса к музыкальной этнокультуре в молодежной среде существует, но этот интерес еще очень слабо выражен. Он требует бережного воспитания, поскольку молодое поколение стремится к новому. Наряду с доминированием развлекательных жанров среди молодежи есть осознание односторонности музыкальных предпочтений, недостатка музыкального образования. Помочь преодолеть эти ограничения призвана классическая модель консерваторского образования в сочетании с элементами западной кредитной системы.
В своей многосторонней деятельности в области музыкального образования коллектив консерватории исходит из признания значения искусства, в частности музыки, как цивилизующего фактора общественной жизни. Вот уже два десятилетия музыкальные коллективы консерватории имени Курмангазы открывают миру традиционную музыку и фольклор, современную академическую музыку Казахстана. Симфонический оркестр под руководством нашего замечательного дирижера Каната Омарова и Оркестр народных инструментов под руководством Армана Жудебаева во время гастролей в разных странах имели огромный успех. Наш студенческий хор под руководством Яна Рудковского удостаивается золотых медалей на разных музыкальных конкурсах.
И вот теперь новый успех наших музыковедов, чьи научные проекты получили в результате конкурса, проведенного МОН, гранты на дальнейшую исследовательскую работу. Научные проекты связаны «с систематизацией знаний об истории и теории казахской музыки, коллекциях артефактов материального и нематериального культурного наследия», что «продолжит исследовательское направление, у истоков которого стояли такие выдающиеся деятели казахстанской музыкальной науки, как Ахмет Жубанов, Александр Затаевич, Мариям Ахметова. «Успешная реализация научных проектов консерватории позволит получить конкретные результаты – большую информированность общества в задачах сохранения культурного наследия, популяризацию традиционной музыки и фольклора, современной академической музыки Казахстана в глобальном мире». В программной статье Президента РК заслуживает внимания проект «100 новых лиц Казахстана», где говорится о необходимости «показать обществу реальное лицо тех, кто своим умом, руками и талантом творит современный Казахстан». Личность же ректора консерватории Жании Яхияевны Аубакировой уже давно вошла в число «тех, кто составляет золотой фонд нации». Слова о том, что талантливый человек талантлив во всем, в полной мере относятся к этому человеку возрожденческого типа. Она прекрасно образованна, эрудированна, рациональность в ней сочетается с бурной эмоциональностью, у нее редкий дар говорить и писать убедительно, аргументировано и в то же время образно-поэтически. Она поистине счастливый человек. Легендарная пианистка Вера Лотар-Шевченко писала: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна». Талант Жании Аубакировой как виртуозной и глубоко духовной пианистки имеет поистине мировое признание.
Не случайно в прошлом году в день ее юбилея прислали свои видеопоздравления Александр Соколов, ректор Московской консерватории им. П. И. Чайковского, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных Дина Кирнарская, профессора из США, Сеула, Берлина, Рима, Малайзии и других стран.
Молодые педагоги будут рассказывать своим детям и внукам, как жили в эпоху Жании Аубакировой. Ведь не только время определяет личность, но и Личность определяет время. И если музыка эмоциональна, интеллектуальна, коммуникативна и божественна, то ее живое воплощение – Жания Яхияевна Аубакирова, под руководством которой Казахская консерватория имени Курмангазы конкретно осуществляет модернизацию общественного сознания нашей страны.
Тамара Сатыбалдина,
профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин КНК имени Курмангазы