Реализация программы «Рухани жаңғыру» в сфере образования

4 001

Рахман Алшанов, председатель Ассоциации вузов Казахстана, ректор университета «Туран», депутат маслихата Алматы:
– Программа «Рухани жаңғыру» в сфере образования – это не просто выделение дополнительных грантов за счет государственного бюджета. Она направлена на конкретные семьи и позволяет им тратить свои деньги на обучение детей, тем самым освобождать свои ресурсы и направлять их на непосредственные домашние нужды, питание, одежду и так далее.
К тому же это дополнительные инвестиции в средний и малый бизнес, который производит продукцию, то есть это косвенная поддержка отечественного предпринимателя. Судите сами, при строительстве студенческих общежитий привлекаются казахстанские строительные компании. Поэтому сейчас бурно обсуждается вопрос привлечения достойных проектов. Чтобы при возведении этих объектов учитывались комфортность, наличие душевых кабинок, туалетов прямо в секциях, а не где-нибудь в конце коридоров или вообще на улице.
Мы рассматриваем Закон об образовании с тем, чтобы все эти и другие нормативы были выдержаны. Одновременно речь идет о выделении грантов на технические и другие востребованные специальности. Поэтому сейчас в Министерстве образования обсуждается вопрос о выделении грантов для студентов колледжей, для тех, кто учится заочно, дистанционно, потому что государство нуждается в этих специалистах. В этой связи сейчас мы предлагаем внести коррективы в закон, чтобы выделенные деньги, гранты использовались целесообразно, то есть более точно просчитывали потребности.
Например, по информационным системам есть новое направление – киберзащита. Выделение грантов на это предусматривается. Однако речь идет еще и о том, чтобы эти новые направления были снабжены профессиональным кадровым обеспечением.
Что касается второго вопроса – строительства студенческих общежитий. В этом плане сейчас уже определены потребности жителей страны – 75 тысяч мест в общежитиях. В настоящее время местные органы власти повсеместно выделяют вузам земельные участки. В Алматы земля для студенческих общежитий есть в таких вузах, как аграрный университет, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахский национальный университет им. К. Сатпаева. Программа «Рухани жаңғыру» позволяет принимать участие в этом проекте как частным, так и государственным вузам, и это очень важно. Считаю, что поскольку львиная доля бюджета пополняется частным сектором, то частные учебные заведения, в которых обучаются более половины студентов, не должны быть исключены из программы. Студенты частных вузов и их родители такие же граждане нашей страны, они тоже должны получить государственную поддержку.
Еще одно важное направление – учебники. Здесь хочу сказать, что для высших учебных заведений в последние семь лет переводятся на казахский язык современные учебники ведущих университетов мира. Согласитесь, в наше стремительно развивающееся время информация быстро устаревает, а написать и выпустить новый учебник очень сложно.
Вместе с тем по программе «Рухани жаңғыру» сейчас переводится сто учебников, первые 18 уже переведены. В этом плане речь больше идет о том, чтобы обучать самих преподавателей. Потому что с приходом новых инноваций многие преподаватели просто не могут знать суть темы. Поэтому мы ставим вопрос перед государством о том, чтобы продолжить начатое дело.
Первая часть сделана, но надо довести работу до конца. Так, гранты на общественные специальности: философия, социология и так далее изначально были сокращены. В нынешнем году на заседании комиссии по распределению грантов по всем общественным дисциплинам они были увеличены. Наряду с этим необходимо пополнять знания дополнительной литературой, методическими пособиями, изданием учебно-методического материала, повышением квалификации преподавателей.
Сегодня у нас есть все предпосылки для того, чтобы успешно продолжить начатую работу, чтобы не получилось: «сначала не знали, потом забыли», как это часто бывает. Я к тому, что наши студенты все время сидят в Интернете и надо создать электронную версию – открытый университет, чтобы ребята в любой момент могли прочитать необходимую учебную литературу. И в этом плане мы возлагаем большие надежды на СМИ, на их активную пропаганду тех новых идей и подходов, которые уже у нас имеются.
Социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, находит отражение в ежегодных Посланиях Президента страны Нурсултана Назарбаева, а также в программе «Рухани жаңғыру».
Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность. Особенность завтрашнего дня заключается в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость. Каждый казахстанец должен понимать, что образование – самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером, а все образовательные учреждения должны стать движущей силой модернизации общественного сознания.
Достижения современного образования – это плоды независимого Казахстана, сегодня идет активное развитие трехязычия, ведется крае­ведческая работа, прививаются культурные ценности. Открываются новые страницы истории. Благодаря политике государства достигнуто многое, и для того, чтобы войти в тридцатку развитых стран мира, необходимо приумножать духовное богатство.
Глава государства нацеливает нас на сохранение исторического наследия, осознания целостности, идентичности, нерушимости нашего государства, которое создали и отстояли наши предки. И сегодня от каждого из нас требуется вносить посильный вклад в его дальнейшее развитие.
Виктория ИЗБИЦКАЯ