«Рухани жаңғыру»: модернизация с национальной спецификой

33 001Ерлан САИРОВ,политолог:
–Сегодня Казахстан находится в глобальном мире в поиске своего места в глобальном разделении труда и интеллектуального развития. Пока нашу страну воспринимают как источник сырья. Сегодня этот вопрос необходимо переформатировать, используя стратегию прорыва и решая задачи собственного адекватного развития и назревшие проблемы.
Это правильный шаг, который должен стимулировать граждан к активной социальной позиции.
Модернизация является главным условием развития и экономики, и социальной сферы страны.
Когда говорим о модернизации сознания, мы должны понимать, что общество и государство находятся в историческом цейтноте, времени мало.
Мы живем в эпоху турбулентности и резких изменений. Что характерно, природа самих изменений является необычной и нехарактерной для осязаемого восприятия.
Поэтому повестка дня модернизации сознания задана правильно.
Но чтобы решить эту историческую задачу, нам следует проанализировать саму суть и содержание модернизации.
Американский социолог Самюэл Хантингтон указывает на возможность нескольких путей развития.
Первый путь – вестернизация без модернизации. Многим подобная возможность представляется сомнительной, так как вестернизация и модернизация тесно взаимосвязаны.
Вестернизация без модернизации характеризует внешнее, иногда операциональное усвоение западного опыта при отсутствии восприятия принципов и культурных особенностей западной жизни. Она связана с разрушением собственных культурных традиций общества без их хотя бы частичного заполнения заимствованными образцами. Такое общество называется разрушенным традиционным обществом, не перешедшим на следующую ступень развития.
По такому пути пошли Египет, Филиппины. Казалось бы, на Филиппинах было американское присутствие, способствующее заимствованию американского опыта и образа жизни, но там не зародилось отношений, похожих на западный капитализм. Напротив, сформировались самые непродуктивные общества. Египет и Филиппины находятся в бедственном положении.
Второй путь – это модернизация без вестернизации. Поскольку классические модернизации всегда сопровождаются вестернизацией, этот способ развития стал принципиально новым. Иногда его называют постмодернизацией. По этому пути пошли новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии. Они модернизировались, не меняя своей идентичности. Американский оккупационный режим в Японии после Второй мировой войны потребовал распада коллективных структур как проводников милитаристского сознания, и либерализация началась, но она привела просто к разрушению традиционного общества.
В 50-е годы японские социологи выдвинули другую программу: не ломать традиционных структур японского общества, а изменять цели государства.
Точно так же можно обозначить, что «рухани жаңғыру» является фундаментом модернизации страны на основе традиционных ценностей и национальных особенностей казахстанского социума.
Этот путь можно обозначить «суверенной модернизацией» в постмодернизационный период.