С Абаем к Победе

Слова великого поэта и философа вдохновляли бойцов из Казахстана на ратный подвиг

5 002Когда началась Великая Отечественная война, Абая почти 40 лет не было на этом свете, тем не менее он был в сердцах людей, в книгах и газетных строках, которые читали бойцы в перерывах между сражениями. Со строками Абая они шли в бой, зная, что за ними родной край, воспетый поэтом, за ними многовековая мудрость народа, осмысленная Абаем в своих произведениях. Поэт и философ завещал защищать добро и справедливость, и бойцы, чтя его заветы, сражались с врагом, который покушался на эти ценности.
Вскоре после начала войны на фронтах Великой Отечественной стали создаваться боевые листки – фронтовые газеты. Фактически на всех участках фронта наши бойцы имели возможность получать газеты на казахском языке. В них часто печатались стихи Абая, его «Слова назидания».
Один из таких боевых листков, «Отанды қорғауда», выходил на Ленинградском фронте. Член редколлегии этой газеты, впоследствии именитый ученый, а в годы войны вчерашний студент Туймебай Ашимбаев вспоминал, что газета делала акцент на публикации материалов о выдающихся личностях. Обстановка на фронте была сложной, нужно было печатать материалы, которые бы сплотили бойцов, дали им силы, вселили веру в победу. Одной из центральных фигур в списке выдающихся личностей был Абай.
Редакция находилась в прифронтовой полосе, чтобы попасть к линии фронта, достаточно было сесть на трамвай и проехать несколько остановок. Выезжая выполнять редакционное задание, фронтовые журналисты брали с собой стопки газет. В свою очередь бойцы-казахстанцы, которым доводилось попасть в город на Неве, заходили в редакцию и брали газеты для себя и своих однополчан. Так распространялось печатное слово, а вместе с ним слово Абая.
«Публикации довольно скоро начали приносить плоды, они помогали бойцам ощутить поддержку всего Казахстана», – впоследствии вспоминал фронтовик.
Писатель, поэт, публицист и журналист Илья Эренбург писал во фронтовых очерках, что в числе бойцов, призванных со всех регионов СССР, воины из Казахстана демонстрировали силу воинского духа, своей доблестью вызывали оторопь врага. «Один фриц сказал мне: «Против нас были страшные солдаты – их не мог остановить никакой огонь, они бежали прямо на нас. Потом мне сказали, что это казахи», – так Илья Эренбург пересказывал слова захваченного в плен неприятеля.

5 001


Параллельно с боями на фронте противостояние врагу происходило в тылу. Несмотря на военное время, в 1941 году в Алма-Ате было открыто новое здание театра оперы и балета. В последние числах 1944 года, 24 декабря, на сцене театра состоялась премьера оперы Мукана Тулебаева и Латифа Хамиди на либретто Мухтара Ауэзова «Абай». Впоследствии композиторы вспоминали, что работа над оперой шла в авральном режиме, нужно было создать на сцене образ справедливого мудреца, который бы стал примером мужества, чести, справедливости. К этому времени уже было ясно, что фашизм терпит крах, но расслабляться было нельзя, опера должна была показать, что мудрость Абая продолжает благословлять бойцов на правое дело. Опера прошла с аншлагом, а в расположение частей Красной армии она пришла в виде кадров кинохроники и радиотрансляций.
Музыкальной вершиной образа Абая стала ария «Қай талқы», в которой поэт с надеждой воспевает будущее народа, и бойцы шли вперед ради этого будущего.
Также песни Абая звучали со сцены театра на ночных концертах. Концерты проводились по ночам потому, что в дневное время вся электроэнергия уходила на нужды эвакуированных предприятий. Ночью же электричество давали в учреждения культуры. Несмотря на позднее время и нечеловеческую усталость от напряженной работы, люди приходили в театр, чтобы прикоснуться к большому искусству. Наряду с европейской классикой в программе звучали народные произведения, лирическая песня Абая «Айттым сәлем, қаламқас». Ведущий тех концертов, тогда начинающий актер, а ныне народный артист РК Юрий Померанцев вспоминал, что ночные творческие встречи придавали заряд бодрости, вселяли оптимизм в тот суровый период. И утром люди вновь вставали за станки, чтобы нести трудовую вахту во имя Победы.
А тем временем в горах Заилийского Алатау, на базе «Горельник» готовили стрелков для боев в горах Кавказа. Курсанты учебного центра совершали тренировочные восхождения на горные пики, окружавшие Алма-Ату.
С февраля 1943-го по 1946 год было подготовлено 12 тысяч бойцов и полторы тысячи инструкторов – офицеров горнострелковой подготовки.
О тех событиях хранит молчаливую память пик Абая – вершина, находящаяся в западной ветви Малого Алматинского отрога хребта Заилийский Алатау, на которую совершали восхождения курсанты.
Абай был везде: в окопах на передовой, в тылу, где люди проявляли трудовую доблесть, в горах Заилийского Алатау, где молодые горные стрелки готовились к сражениям в суровых условиях. Его образ и его слова поднимали боевой дух, вели бойцов вперед, к Победе.
Юрий КАШТЕЛЮК