Сакральная география – каркас национальной идентичности

После выхода программной статьи Первого Президента РК – Елбасы Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» в Казахстане развернулась широкомасштабная работа по выявлению, паспортизации и изучению объектов сакральной географии.

24 002Ханкельды Абжанов, академик НАН РК:
– На мой взгляд, под термином «сакральная география» подразу­меваются религиозные и культовые святыни, а также священные по силе воздействия на человека, на его судьбу и здоровье места. Сакральная география не появилась из ниоткуда. Она сформировалась в ходе движения истории, свидетельствует об итогах и уроках тех или иных исторических событий и процессов, стала частью исторической памяти и общественного сознания. Следовательно, изучение, разъяснение и пропаганда как всей географии, так и ее составляющих неосуществимы без объективного понимания истории, вне ее закономерностей, связей и отношений.
Хронологические рамки сакральной географии совпадают с этапами развития человеческой цивилизации, ее религиозных представлений и религий, освоения окружающей действительности вообще, тюркско-казахской цивилизации – в частности. Так, на территории Казахстана первым, то есть самым древним сакральным объектом, являются горы Казыгурт, на вершине которых, по легенде, остался Ноев ковчег. Современными глубокопочитаемыми сакральными объектами тюркского мира следует признать исторические места, здания, где провозглашалась государственная независимость Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Туркменистана и Узбекистана.
Взаимосвязь и взаимопроникновение национальной истории и сакральной географии предопределили общность методологических принципов их изучения. Сакральные объекты, равно как и национальная история, творились умом и руками социальных масс, талантливых личностей и при активном участии властных структур.
По сущностным чертам и функциональному назначению сакральная география тюркско-казахского пространства состоит их трех групп объектов:
1. Религиозные святыни. К ним относятся музей Айя-София в Турции, мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи в Казахстане, мечеть Кул-Шариф в Татарстане и т. д.
2. Культовые святыни. Сюда входят сакральные объекты, возвышающие дух предков – правителей, батыров, легендарных личностей. У казахов они известны под термином «киелі».
3. Священные сакральные места, где происходили события исторической важности. Например, поле Аныракайского сражения, «Белый дом» Абылай хана (музей, рассказывающий о жизни и деятельности великого хана, где посетители могут ознакомиться с документами, связанными с эпохой правления Абылая, дающими представление о его государственной деятельности, направленной на сохранение независимости и территориальной целостности казахской земли – Прим. ред.), резиденция Президента РК Акорда.
Методология изучения сакральной географии Казахстана находится на стадии становления, ибо на протяжении многих десятилетий существования советского тоталитарного режима всякая религия находилась под запретом. Официальной идеологией государства и методологией науки признавались только марксизм-ленинизм и решения КПСС. Это во-первых.
Во-вторых, в силу отрицательного отношения советской власти к религии сакральные объекты попадали в лучшем случае в список памятников истории и культуры, в худшем – открыто игнорировались и подлежали забвению. Термин «сакральный» использовался без религиозного содержания.
В-третьих, изучение и разработка информационно-аналитических и методологических основ научного познания сакральной географии в контексте национальной истории сегодня означает возвращение интеллектуального долга ХХ века.
Впереди колоссальный объем работ и ответственные задачи по возрождению сакральной географии Казахстана как в прикладном, так и в научно-познавательном аспектах. На передовых рубежах этого процесса должны находиться подлинные ученые и высококвалифицированные специалисты, включая СМИ.