Соборное дело

В Вознесенском кафедральном соборе рассказали о реконструкции

5 004

5 002Протоирей ключарь Вознесенского ка­федрального собора Алматы Александр Суворов рассказал о ходе реставрационных работ этого исторического объекта, памятника деревянного зодчества.
Как известно, в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» в 2017 году Вознесенский кафедральный собор включен в список 100 общенациональных сакральных объектов Республики Казахстан.
На сегодняшний день внешняя отделка собора выполнена на 95%, перекрыты купола, сделана кровля из меди, отремонтированы несущие конструкции и стены, заменены поврежденные, неподдающиеся восстановлению элементы здания, окна.
– Когда в июле 2017 года началась реставрация, мы столкнулись с тем, что купольные части, которые являются несущими, оказались на 30–40 процентов деградированы, – говорит Александр Суворов. – Это значило то, что при сильном ветре мы могли бы просто потерять наши купола. И в этом плане намерение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра о реставрации духовного и исторического наследия было очень своевременным. Такое решение было принято при встрече Главы нашего государства и митрополита Александра в марте 2016 года. Реставрация в соборе идет на деньги спонсоров – Фонда строительства казахстанской метрополии. Работы выполняет компания «Казстройгрупп», авторский надзор по поручению Министерства культуры производит специализированная проектно-реставрационная фирма «Кумбез». Куратором реставрационных работ стал известный архитектор Тимур Турекулов, который участвовал в промежуточной реставрации собора 1995–1999 годов. В своей работе он руководствовался архивными документами. Основная задача специалиста – максимально приблизить собор к задумке Зенкова, автора этого уникального сооружения, построенного в 1907 году. Вернуть зданию церковный вид помогали и консультации архитектора Абена Итенова. Первоначальные чертежи собора были утеряны, их не оказалось ни в казахстанских архивах, ни в архивах Санкт-Петербурга. Все это создавало большие сложности. Поэтому многое казахстанским архитекторам приходилось восстанавливать буквально по крупицам.
С июля 2017 года в реставрационных работах было занято около 500 человек. В их числе – золотильщики и даже специалисты по автомобилям и сотрудники компании «Боинг», которые методом порошкового напыления помогали изготавливать шашечки из оцинкованного металла. И уже по ним автомобильным лаком были нанесены золотые кресты.
Суворов провел нас в северный придел храма. Это всего одна пятая часть внутреннего объема собора. Но даже небольшая часть увиденного показала, как сегодня изменился храм. Настенные фрески по всем канонам храмовой росписи здесь нанесены на свежую штукатурку. Первоначальная попытка росписи храма, выполненная в 1997 году в виде наклеенных холстов, оказалась явно неудачной. В этой части храма появилась и потолочная роспись. Она была составлена по сохранившейся первоначальной алтарной части.

5 001


Львиную доля стоимости работ в храме составила роспись. Так как в Казахстане нет специалистов в этой области, были приглашены специалисты из Палеха. 12 человек в течение четырех месяцев занимались написанием икон с использованием долговечных минеральных красок. Работой мастеров-изографов руководит член Союза художников России Владимир Курилов. Расписать стены и своды собора было непросто. Дело в том, что подобного храма не существует ни в России, ни в других странах. Он выполнен в стиле русского модерна, который из-за революциии не успел развиться. Но палехские художники смогли смоделировать стиль на основании небольших существующих фрагментов потолочной живописи. В то же время у церкви пока нет возможности заменить иконостас, который был выполнен порядка десяти лет назад с использованием минеральных красок и в целом отличается от всего стиля собора. Пока на это дорогостоящее занятие средств не хватает.
При проведении реконструкционных работ специалисты столкнулись с неприятными неожиданностями. Так, вскрыв полы, они обнаружили, что венцы одной колонны на 30 процентов деградированы. Чтобы решить эту проблему, были приглашены специалисты по деревянным зданиям из Москвы, Германии. В результате все колонны были укреплены титановыми стержнями, у них также были заменены все сгнившие деревянные части. Собор построен на ленточном гранитном фундаменте. Когда начались работы, специалисты столкнулись с тем, что в западной части под притвором его просто не оказалось. Видимо, строители в самой легкой части здания в целях экономии решили просто не делать фундамент. Но сейчас все эти недочеты были исправлены. Другим вопросом стало, что делать с полом собора. Он был частично выстлан метлахской плиткой, но большая часть оказалась залита цементом. Первоначально плитка дюймовых размеров (17 на 17 миллиметров) доставлялась в Алматы из Германии от одной известной фирмы. Но дело в том, что в данное время эта производственная линия уже не работает. Поэтому нашим реставраторам предложили ее реанимировать, а уже потом заказать там и саму плитку. Но это оказалось очень дорогостоящим мероприятием, ведь запрошенная сумма исчислялась 15 миллионами евро. Поэтому было принято решение использовать гранит из Бразилии и Индии, максимально приближенный к стилю храма, куда будет встроена и уцелевшая плитка.
– Когда говорят, что собор построен без единого гвоздя, это является особой хитростью экскурсоводов, – уточняет Александр Суворов. – Но частично все же соответствует действительности. Гвозди в силовой конструкции здания действительно не применялись, так как они большие бревна держать не в состоянии. Для этого используются тяблы и различные крепежи. Правда, гвозди применялись в гранке, навесных работах. Средний размер бруса, из которого построен Вознесенский собор, достаточно большой – 34 на 34 сантиметра. Специалисты столкнулись с тем, что сегодня достаточно сложно найти такие тянь-шаньские ели. К тому же мастера, строившие этот храм, сушили их в особых условиях, что позволило избежать трещин, сохранить дерево свежим, белым и неповеденным. Потому при замене бревен было решено использовать лиственницу, отличающуюся повышенной прочностью, которую доставляли из России.
Специалисты исходили из принципа: если нет необходимости что-то менять, то это надо оставлять. Так, был сохранен деревянный настил алтарной части. Под ним были только укреплены лаги. После верненского землетрясения 1911 года колокольня храма была немного наклонена на юг. Исправлять этот дефект не стали, так как это довольно сложно сделать технически. Поэтому мастера воспользовались визуальными средствами.
Но вот кровлю все же было решено заменить. На месте железной появилась долговечная медная, которая простоит столетия. Обновлены и витражи. Они стали ярче и больше, что дает возможность лучше проникать солнечному свету. Из Германии в собор также был доставлен и новый молниеотвод. На украшение куполов было потрачено порядка пяти килограммов сусального золота. Кресты на куполах, замененные на кованые металлические, были снабжены новыми зеркалами. Поэтому на восходе и закате они особенно красиво сияют. Впервые появились и белые крестики на шапочках куполов, созданные архитектором по старинным фотографиям.
Полностью отреставрированный собор предполагается открыть к Пасхе.
Куратор реставрационных работ Возне­сенского собора Алматы также сообщил, что в текущем году в рамках дорожной карты благоустройства города будет поведена реконструкция парка им. 28-гвардейцев-панфиловцев. Близлежащая территория собора будет также благоустроена совместными силами с городскими властями.

5 003
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА