В духе времени и места

5 002

5 001Одна из задач в соответствии с основными проектами Президента страны Нурсултана Назарбаева и в частности его программы «Рухани жаңғыру» – обеспечить научно-образовательную поддержку в исследовании истории архитектуры Казахстана, культурной и природной, региональной и гражданской идентичности, своеобразия в гармоничном обустройстве, архитектурно-ландшафтной организации наших городов и сельских поселений.
Казахстан – большая страна с разнообразными природными условиями! Более 80 городов страны расположены в разных ландшафтных условиях. Какие-то исторические урбанизированные образования были заложены в более благоприятных, а часть в достаточно дискомфортных природно-климатических условиях. И стартовая позиция по формированию комфортных условий жизнедеятельности населения у всех разная. Финиш же определяется финансовыми, чаще всего бюджетными вложениями. Но будущим любого государства, города является и его подрастающее поколение. Ему с опорой на опыт предшествующих поколений, как это определено в программной статье Главы государства, предстоит расширять горизонты, определять абрисы городов ХХI века. От качества их подготовленности к быстроменяющимся вызовам современности зависит и качество выдвигаемых ими творческих концепций.
В студентах и выпускниках по специальности «Архитектура» Казахской головной архитектурно-строительной академии самой структурой образовательного процесса заложено стремление к инновационности в архитектурном, ландшафтном проектировании. И с позиций дня сегодняшнего следует учесть важность практического использования студентами приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.
А в целом обеспечение достойного, конкурентоспособного образования является одним из приоритетных направлений выполнения задач, поставленных Елбасы.
В нашей профессии, как и во многих других, все начинается с базового образования – бакалавриата, и на этом уровне экологическая и социальная составляющие во многом определяют актуализацию разрабатываемых концепций.
Все дисциплины архитектурного образования непосредственно или опосредованно нацелены на отработку методологии формирования городской среды. Дисциплина «Ландшафтная архитектура» развивает у студентов-архитекторов навыки в выборе и использовании средств и приемов в ландшафтном проектировании. На базе реальной ситуации в Алматы обучающиеся разрабатывают эскиз-идеи малого сада. В прошедшем учебном году был выбран открытый участок, расположенный в ядре исторического центра города, в северо-восточной части пересечения проспекта Назарбаева и улицы Кабанбай батыра. Перед началом проектирования проводился опрос населения – жителей и гостей столицы – в пределах пешеходной доступности от участка. Задавался вопрос: «С чем у вас ассоциируется город Алматы?». Приводились такие природные и культурные ассоциации, как горы, горные реки и озера, ели, яблони; балет, кинематограф. Базируясь на этих данных, студенты выбирали тему своей концепции сада и через локальную идентичность реализовывали принцип поддержания «духа места» конкретного участка.

Сад «Кайынды»
В структуре г. Алматы существуют озелененные территории, которые требуют срочной архитектурно-ландшафтной реконструкции. На выбранном для учебных эскиз-идей участке несколько лет назад было снесено два жилых дома средней этажности. Они находились в аварийном состоянии. В результате было нарушено исторически сложившееся пространственное замыкание перекрестка. Решение этой проблемы в концепции сада студента 4-го курса факультета архитектуры Уән Т. С. (научный руководитель Козбагарова Н. Ж..) в границах красной линии существовавшей ранее застройки было предложено возведение декоративных стен. Природная идентичность была закреплена в стилизованном образе горного озера Кайынды, образовавшемся в результате затопления горной котловины. Озеро окружено горными склонами Заилийского Алатау, покрытых хвойными лесами. Наполненное засохшими вертикалями стволов елей, озеро – своеобразный памятник природы – создает впечатление сказочности.
За основу эскизного решения сада взята регулярность культурного ландшафта, характерная для исторически сложившейся части города, в структуру которого был введен образ озера Кайынды. Водному объекту придан рукотворный характер и в стилизованной форме через стальные стержни-стволы передана картина «заснувшей» природы. Предполагается, что живописность саду могут придать геопластика и эндемичные растения.
В условиях расширения процессов глобализации крайне важно выявлять региональную и локальную идентичность, которые можно проявлять в таких модификациях, как природная, гражданская, нацио­нальная, городская идентичность, и сохранять «дух места».
Бережно сохраняя традиции, взгляд в будущее нашего города закладывается сегодня.
Нина КОЗБАГАРОВА,
доктор архитектуры, академический профессор факультета архитектуры КазГАСА