В поисках земных цивилизаций

Духовное возрождение: сакральные святыни Казахстана

5 001

Больше 10 объектов, представленных в региональных списках на включение в Сакральную карту Казахстана, посетила республиканская этнокультурная экспедиция.

5 002

Поездка, организованная научно-исследовательским центром «Қасиетті Қазақстан» – «Сакральный Казахстан», направлена на реализацию положений программной статьи Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Журналист «Казахстанской правды» вместе с группой прошла весь путь.
Одним из первых было село с интересным названием Кунтимес, расположенное в Сарыкольском районе Костанайской области.
По некоторым исследованиям, именно здесь родился и провел первые годы жизни этнограф, путешественник, ученый Чокан Валиханов. Согласно данным поэтичное название селу присвоил именно отец будущего ученого – Чингиз. Аул, окруженный со всех сторон сосновым лесом, почти не достигали лучи солнца, что отражено в названии: «күн» – «солнце», «тимес» – «не достанет». Поселок был основан в 1834 году Чингизом Валихановым, который в год своего избрания султаном Аманкарагайского округа выбрал местом своей ставки это урочище. Предание гласит, что по приказу султана сюда прорубили просеку, служившую выездом и въездом, остальная же часть леса была надежной защитой, дарованной природой. По историческим сведениям, в ауле Кунтимес у Чингиза был сосновый дом, где он с семьей, прожив до 1842 года, переехал в крепость Кушмурун. О том, что именно в Кунтимесе родился Чокан Валиханов в 50-х годах позапрошлого века, писал академик Алькей Маргулан, позже это в своих трудах подтверждает историк Манаш Козыбаев. В советское время название аула неоднократно менялось, и только накануне 150-летия Чокана Валиханова селу вернули историческое название.
Самым главным фактом того, что известный этнограф родился именно здесь, называют карты самого Чокана, где местность Кунтимес обозначена им как «біздің үй» – «наш дом». Сегодня Кунтимес переживает не самые лучшие времена. От былого величия остались лишь блеклые следы. Многие сельчане в непростые времена разъехались, и сейчас аул насчитывает лишь пару десятков домов. Но искренняя любовь местных жителей к своей малой родине, трепетное отношение к истории края объясняют их желание видеть свой аул в локальном списке святынь Казахстана.
Второй объект на пути экспедиции в рекламе не нуждается. Одним из культовых мест Костанайской области является мавзолей просветителя, учителя, поэта, писателя Ыбрая Алтынсарина, расположенный на правом берегу реки Тобол, близ поселка Мичурино. Белоснежное здание мавзолея было торжественно открыто в начале октября нынешнего года. Но само место захоронения издавна служит одним из культовых мест не только для жителей области, но и других регионов.
Имя Алтынсарина по праву стало синонимом просвещения. Ведь именно по его инициативе и при его личном участии в Казахстане создана сеть народных светских школ. Он же ввел преподавание казахского языка в этих школах. Много труда вложил в дело подготовки преподавателей для начальных народных школ в крае, прежде всего из казахов. Благодаря ему была открыта учительская школа в Оренбурге. С именем Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. В Иргизе открылась специальная школа для казахских девочек с интернатом. Поистине это стало большим событием. Алтынсарин искренне болел за свой народ.
Его перу принадлежат учебники «Киргизская хрестоматия», «Руководство по обучению киргизов русскому языку», книга «Шариат ул Ислам» и ряд других произведений. Издание этих пособий потребовало немало хлопот и трудов, ибо в то время в Оренбурге не было достаточной полиграфической базы, тем более для издания книг на казахском языке и с новым казахским алфавитом на основе русской графики. Книги были изданы тиражом 2 тыс. экземпляров и распространены почти по всему Казахстану. Скончался народный просветитель в июле 1889 года.
Не меньше своих соседей любят свое село и его историю жители Денисовского района, куда прибыла группа после Кунтимеса. Именно в этом районе на территории Комаровского сельского округа находится Первомайское поселение – единственный в Казахстане известный на сегодня памятник протогородской культуры древних индо-европейских племен на территории Казахстана, датируемый рубежом III – началом II тысячелетия до нашей эры. Первым, кто высказал предположение, что это большое древнее поселение, был Валерий Васильевич Мыльцев – учитель истории Комаровской средней школы, краевед. Благодаря его пытливости и неутомимости о древнем поселении узнал ученый Виктор Логвин, описавший его и давший название КазАркаим, по аналогии с Аркаимом российским. Следует отметить, город древних людей расположен рядом с селом Первомайка, что практически на границе с Россией и на одной широте с популярным Аркаимом в Челябинской области.
По данным предварительных исследований, именно возле Первомайки находился древний город ранней бронзовой эпохи. Десятки находок, обнаруженных учителем Мыльцевым на месте поселения, хранятся в школьном музее и музее Денисовского района. Профессиональную оценку найденным артефактам, среди которых ножевидные пластины, деталь веретена цилиндрической формы, фрагмент ножа, шиловидное оружие, рубило и другие характерные экспонаты, дала профессор, доктор исторических наук Айман Медеубаевна Досымбаева, в составе экспедиции прибывшая в Денисовский район.
– Все находки соответствуют эпохе ранней бронзы. Это видно и по узорам на обломках керамических изделий, и по орудию, и другим фрагментам, – отметила профессор, подчеркнув, что старания учителя, настоящего патриота Валерия Мыльцева не пропали даром и его догадки о древнем поселении имеют под собой основание.
Однако для более точных выводов требуется исследовательская работа. Для начала следует получить лицензию для ведения раскопок, оформить все согласно правилам.
– Главная цель экспедиции – провести комплексные работы по обследованию сакральных объектов страны, включая труднодоступные места и национальные парки. Особое внимание мы уделяем объектам, по которым есть сомнения, – отметил заместитель директора научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан» Батырхан Жумабаев.
Огромную работу экспедиция проделала в Актюбинской области. На территории региона, занимающего второе в республике место по площади, разместилось немало знаковых и культовых объектов республиканского значения. Особо следует выделить мавзолей Абулхаир хана, расположенный в Айтекебийском районе, он представляет собой целый комплекс. Прежде чем увидеть место захоронения хана Младшего жуза, оставившего после себя неизгладимый след правителя, турист приезжает в село Толыбай. Именно здесь находится музей, посвященный хану, где можно ознакомиться с биографией султана, увидеть воссозданные наряды, узнать историю его гибели. От села Толыбай глубоко в степь ведет дорога к самому мавзолею, а точнее говоря, некрополю «Хан моласы». Стоит отметить, долгие годы местонахождение могилы Абулхаир хана было неизвестным. Поиски останков и работы по идентификации правителя длились около 10 лет. Согласно экспертизе отечественных и зарубежных ученых было достоверно установлено, что покоящийся в данной могиле и есть хан Абулхаир.
– К слову, большую роль в том, чтобы прах хана не был предан забвению, сыграл писатель Абиш Кекильбаев. Собирая материал к своему роману «Уркер», писатель встречался с аксакалами, которые показали ему место захоронения. И информация, переданная позже им ученым, очень помогла при поисковых работах, – рассказывает нам сотрудник Музея дружбы района Айтеке би Алпамыс Жалмуханбетов.
Один из интересных объектов расположен в селе Акколь этого же района. В нескольких километрах от аула возвышается могила, в которой, согласно некоторым данным, покоится Бопай-ханшайым – сестра Кенесары хана. Оставившая в истории яркий след принцесса, дочь султана Касыма – одна из немногих женщин-полководцев, руководивших войском почти в 600 воинов. По историческим сведениям, она не только умело управляла вверенной ей армией, но и была поверенной в деле сбора зекета – своеобразного налога в пользу армии Кенесары хана. Смелая и свободная – настоящая дочь степей, не ведающая страха. Такой была Бопай-ханшайым, которую, кстати, нередко путают с Бопай-ханым – женой Абулхаир хана, урожденной Батимой.
Сегодня на месте захоронения храброй воительницы нет даже памятной плиты. На семи ветрах у семи холмов покоится благородная ханшайым, найдя последнее пристанище на земле Актобе. Есть надежда, что в рамках программы «Сакральная география Казахстана» будут проведены необходимые исследовательские работы, возведен мавзолей, привлечены неравнодушные меценаты. И славная дочь своего народа обретет достойное упокоение.
«Короля делает свита» – пожалуй, трудно спорить с этим утверждением. В самом деле, от окружения предводителя, да и простого человека, зависит если не все, то многое. Не случайно мудрые степные правители очень тщательно подходили к вопросу своего ближайшего окружения, выбирая себе в нукеры только самых проверенных. Одним из приближенных хана Абулхаира был батыр Есет Койкиулы. По легенде, батыр обладал не только недюжинной силой, но и прозорливостью, был предан своему хану до конца. Мавзолей батыру возвели несколько лет назад, но могила богатыря издавна – одно из культовых мест для верующих и паломников. При мавзолее также действует музей, в котором системно собраны все сведения об исторической личности.
Экспедиция также увидела мавзолей Кобланды батыра. Легендарный герой казахских эпосов и сказаний покоится на левом берегу реки Кобда в Актюбинском районе. Настоящий богатырь, на одном плече которого могло уместиться несколько человек, по сохранившимся данным, был незлобным и справедливым.
В 2007 году на месте захоронения батыра возведен мавзолей, красоте и величию которого можно подивиться. Удивительно продуманный ландшафт, притягательная архитектура, познавательная информация от гидов, безусловно, возбуждают интерес туристов, поток которых не иссякает круг­лый год.
Вот лишь некоторые из объектов, на которых побывали участники республиканской этнокультурной экспедиции, организованной научно-исследовательским центром «Қасиетті Қазақстан».
Проект «Сакральная география» направлен именно на возрождение истории, «реставрацию» духовных реликвий. Ведь, как известно, народ без истории обречен на вымирание.

Зарина Нокрабекова
«Казахстанская правда»,
30 октября 2017 г.
Астана – Костанай –
Тобол – Актобе – Астана