В путь с Абаем

Стартовала эстафета экскурсий, в ходе которой алматинские студенты знакомятся с миром Абая

6 001

6 002Старт эстафете дали студенты Казахской академии спорта и туризма РК. Экскурсию, которая началась на площади Абая перед памятником великому поэту и просветителю, провела заслуженный работник культуры и туризма РК, ведущий экскурсовод-методист НИИ туризма Казахской академии спорта и туризма, член Национальной комиссии ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию, национальный тренер РК по теме Великого шелкового пути Бахыт Оразымбетова.
Гид пришла на экскурсию с «Книгой слов» Абая. Именно с этим произведением, которое Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев назвал оберегом народа, она вместе со студентами прошла весь маршрут. В ходе пешей экскурсии студенты факультета туризма останавливались у валунов, на которых начертаны избранные фрагменты из «Слов назидания». Молодые люди декламировали Абая на трех языках – казахском, русском и английском.
У места старта экскурсии Бахыт Оразымбетова напомнила, что 13-метровый монумент был создан первым профессио-
нальным казахским скульптором Хакимжаном Наурызбаевым и архитектором Иваном Белоцерковским и установлен в 1960 году к 115-летию со дня рождения поэта и философа.
Перед тем как приступить к созданию монумента, Наурызбаев проделал большую исследовательскую работу – ездил на родину акына, общался с его потомками, аксакалами, запечатлевшими в памяти образ Абая. После этого скульптор вернулся в Алма-Ату, обсуждал будущий монумент с классиком абаеведения, автором романа «Путь Абая» Мухтаром Ауэзовым. Первый вариант монумента Ауэзов не принял. Переживший творческое потрясение Наурызбаев принялся за переделку. В итоге был создан образ поэта и философа, идущего к своему народу с книгой.
Следующим пунктом экскурсии стал Дом-музей Мухтара Ауэзова. Экскурсовод рассказала историю создания особняка: Ауэзов восхищался Северной Пальмирой и хотел, чтобы его дом напоминал старинную архитектуру Ленинграда. Работать над проектом пригласили архитектора-конструктивиста Георгия Герасимова, он выполнил пожелания писателя – построил дом, напоминающий здания северной столицы.
В этом доме, расположенном на нынешней улице Тулебаева ниже проспекта Абая, литератор провел последние 10 лет своей жизни. К слову, у создателя памятника Абаю Хакимжана Наурызбаева был точно такой же дом. Ауэзов сам предложил своему товарищу построить точную копию своего особняка – в знак того, что обоих творцов связала личность Абая. Дом Наурызбаева был сооружен за нынешним Дворцом Республики, в знаменитом «Компоте».
Одним из следующих пунктов экскурсии стала станция метро «Абай», расположенная на пересечении проспекта Абая с улицей Кунаева. Здесь находится Национальный аграрный университет, поэтому среди пассажиров этой станции много молодежи. На станции посетителей встречает художественный образ Абая, вокруг которого начертаны слова поэта и философа. Экскурсовод отметила, что «Абай» – самая глубокая станция Алматинского метрополитена: от верхней точки эскалатора до платформы поездов 72 метра, это своеобразный символ глубины творчества поэта и просветителя.
Далее на поезде метро экскурсанты отправились к станции метро «Театр драмы имени Мухтара Ауэзова». Эта станция символизирует казахское искусство, основанное на творчестве народа и, конечно же, произведениях Абая и Мухтара Ауэзова. Осматривая произведения изобразительного искусства, которыми украшена станция, можно познакомиться с казахскими обрядами, которые сопровождают человека всю жизнь – от рождения до последний дней, а сюжетом большого мозаичного панно является свадебный обряд беташар, который разыгрывают актеры театра драмы.
Организованный в 1925 году в тогдашней столице Казахской АССР Кзыл-Орде, в 1928 году театр был переведен в новую столицу – Алма-Ату. Становление театра проходило при непосредственном участии именитого абае-
веда Мухтара Ауэзова. Образ Абая стал одним из символов театра, из поколения в поколение актеры и режиссеры, каждый раз по-новому осмысливая образ поэта и философа, ставят спектакли, посвященные личности и творчеству Абая. В основе спектаклей лежит драматургия Мухтара Ауэзова.
В здание, созданном в стиле архитектурного модернизма зодчими Оразом Баймурзаевым, Арыстаном Кайнарбаевым и Маратом Жаксылыковым, труппа театра переехала в 1982 году. Соразмерность объема сооружения и его элементов придают зданию театра особую монументальность и торжественность. Внутри оно богато украшено национальным орнаментом и барельефами.
Здание театра – синтез казахских обычаев с современностью. Оно подчеркивает, что республика в своем культурном развитии идет вперед, опираясь на традицию и заветы аксакалов, в числе которых был великий Абай.
Перед театром установлен памятник Мухтару Ауэзову работы скульптора Ескена Сергебаева. Памятник подчеркивает, что образ Ауэзова, равно как и образ Абая, являются одним из главных символов отечественной культуры.
Экскурсия завершилась у здания академии спорта и туризма. Напутствуя студентов, Бахыт Оразымбетова отметила, что Абай символизирует культурный мост между Востоком и Западом, его образ олицетворяет все лучшее, что есть в казахстанском искусстве. Она призвала студентов продолжать идти по пути Абая вместе с его книгами.
Вслед за студентами факультета туризма этот экскурсионный маршрут пройдут студенты всех факультетов академии, а затем гиды вуза, подготовленные Бахыт Оразымбетовой, проведут экскурсии для студентов других университетов и академий, расположенных в Алматы.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА