Ветер перемен

РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ: новые принципы

Социальное предпринимательство в Казахстане набирает обороты. О том, как развивается этот нужный для общества вид бизнеса и что ему мешает, рассуждали те, кто посвятил себя пока новому для нас делу.

5 001

София Брейтхольц, директор Международного фонда Reach for Change:
– Мы помогаем решать социальные проблемы, которые меняют жизнь людей к лучшему. В Казахстане работаем при поддержке местных властей и различных крупных компаний. С начала своей деятельности в Республике Казахстан в 2013 году фонд «Навстречу переменам» оказал финансовую и ресурсную поддержку 16 социальным проектам, 12 из них успешно работают и развиваются. Так, совместно с местным партнером – компанией Tele2 поддержали социальных предпринимателей, которые реализуют проекты в сфере детства в Казахстане. В их рамках помощь получили 5514 маленьких казахстанцев.
Все эти проекты направлены на достижение таких целей, как хорошее здоровье и благополучие детей, качественное образование, достойная работа взрослых и их экономический рост.
К сожалению, мы видим, что бизнес в Казахстане пока не очень охотно идет по пути социального. Безусловно, не нужно ждать моментального эффекта, и это потребует постоянной работы и колоссального терпения. Надеюсь, что опыт тех, кто все же рискнул начать благородное дело, вдохновит других. Мы же со своей стороны всегда готовы протянуть им руку помощи.
Алеся Нугаева, социальный предприниматель, урбанист, директор фонда Eco Kultura:
– В 2014 году у меня вместе с моей коллегой возникла идея организовать во дворах сообщество для детей и вместе с ними и их родителями создавать и преобразовывать среду, в которой они живут. Так возник проект «Экодвор». Каждый раз, приходя в тот или иной двор, вижу, что именно актуально для той или иной группы проживающих там граждан, чтобы люди чувствовали себя в них хорошо. Это может быть экологический клуб, где проводятся занятия с детьми во дворе, или дворовый театр, в котором можно проявить свое творческое начало. Или занятие граффити вместе с именитыми художниками. Мы привлекаем к решению различных проблем местную администрацию, независимых экспертов. Также проводим экологические субботники, сажаем деревья, помогаем устанавливать новые площади или реконструировать старые. Словом, способствуем формированию устойчивых локальных сообществ, которые бы делали что-то самостоятельно и избавились от иждивенских настроений. В целом курируем 15 дворов в нашем городе.
С декабря по март, как правило, объявляем конкурс и рассматриваем заявки алматинцев по поводу благоустройства их дворов, проведения там культурных и образовательных проектов. И столкнулись с тем, что, если подает заявку один человек, это может вызвать недовольство у его соседей. Бывает, одна семья хочет, чтобы что-то изменилось у них во дворе, а все остальным либо все равно, либо вообще кто-то выступает категорически против. Поэтому теперь заявки принимаются от сообщества, подписанного от 7 до 10 человек. Коллективное письмо дает вовлеченность всех жителей в процесс обустройства, а значит, люди будут рачительно и бережно относиться к собственноручно посаженному дереву либо к той же самостоятельно покрашенной или сколоченной скамейке.
На одном горении и желании чего-либо достичь долго не продержишься. Для меня в моем бизнесе важен образовательный момент. Очень помогла наставническая помощь фонда «Навстречу переменам. Казахстан», включая возможность участия в международных конференциях, высшей школе менеджмента. Я получила знания в таких областях, с которыми никогда раньше не сталкивалась, – бухгалтерия, финансовое управление, построение грамотной стратегии долгосрочной перспективы. Все полученные качественные навыки, как говорится, бэк-граунд – универсальны. Сегодня я все это использую в любой сфере, с которой связана моя деятельность.
В работе я столкнулась с трудностями в сотрудничестве с администрацией города. Приходилось учиться выстраивать как этот «вертикальный» диалог, так и «горизонтальный» – с местными жителями. В этом плане помогла научно-исследовательская работа. В этом году совместно с ЮНИСЕФ в Казахстане мы проводили анализ того, насколько наш город дружествен к ребенку с точки зрения среды, игры. Поэтому теперь, когда мы общаемся с властями и с жителями Алматы, обязательно подкрепляем все конкретными данными, и это помогает взаимопониманию.
Стараемся находить разные источники финансирования. Это и сотрудничество с городским акиматом, различными благотворительными организациями. К тому же у нас работает своя мастерская по выпуску экологически чистой мебели, которая также приносит прибыль. Такое балансирование приводит к устойчивости нашего проекта.
Меруерт Аргимбаева, владелица благотворительного магазина «Радость»:
– Наш магазин принимает товары от населения, а также бутиков. После сортировки 80 процентов отдаем безвозмездно нуждающимся – малоимущим, хосписам, центрам для людей без определенного места жительства. 20 процентов новых вещей продаем по заниженным ценам студентам, многодетным семьям. Стопроцентное правило – вещь не должна стоить больше 30 долларов. Ежемесячно отгружаем несколько машин с вещами. Кроме того, после выплаты коммунальных расходов и заработной платы сотрудникам чистую прибыль перечисляем в Карагандинский благотворительный фонд, который работает с детьми с заболеваниями головного мозга и центральной нервной системы. Эта классическая схема работы подобных магазинов во всем мире.
У нас сложилась хорошая, экономически устойчивая модель. «Радость» с самого начала не имела спонсоров и грантов, рассчитывали только на собственные силы. Мы стали первым благотворительным магазином в Казахстане. Открылись в 2013 году и практически сразу вышли на самоокупаемость. Изначально ориентировались на опыт социально ориентированного магазина «Спасибо» в Санкт-Петербурге. Это первый благотворительный магазин в СНГ. Мы изучаем успешный ретейл (прямые продажи) в разных странах и применяем его.
В 2016 году нас поддержал фонд Reach for Change Kazakhstan. Грант пошел на развитие бизнеса, и сегодня в Караганде действует уже два наших магазина, куда приезжают люди со всего Казахстана. Среди клиентов «Радости» много алмаатинцев, которые, к слову, тоже хотят открыть подобный социальный бизнес у вас. Но прежде чем это сделать, конечно, стоит изучить покупательский спрос местных жителей.
Тяжелые моменты в жизни социального предпринимателя, к сожалению, присутствуют. Мне очень повезло, что мои благотворительные магазины «Радость» в Караганде стали точками доброты и теплых эмоций в нашем городе. В первую очередь меня вдохновляет на работу благодарность и любовь казахстанцев. Нас поддерживают наши покупатели, партнеры и подопечные. Часто бывали моменты, когда от усталости опускались руки, и всегда обязательно кто-то из них говорил проникновенные и поддерживающие слова, что заставляло меня собраться и продолжать работать. Известный в России специалист по лидерству Радислав Гандапас, тренинг которого я посетила, сказал: «Всегда мысленно возвращайтесь к тому, с чего вы начинали, вспоминайте, сколько усилий вам стоило то, чего вы добились сегодня».
Дело в том, что я только шесть лет назад вернулась в Караганду. До этого десять лет работала профессиональной танцовщицей и совершенно не представляла себе, что такое социальное предпринимательство, и даже не умела пользоваться компьютером. А сегодня горжусь тем, что не побоялась поменять свою жизнь и стала успешным предпринимателем. Для меня всегда важно в любой области быть профессионалом, чтобы любое дело, за которое ты берешься, делать хорошо. Мне очень помог в этом бизнес-инкубатор фонда, где я расширила свой кругозор, познакомилась с другими социальными предпринимателями, которые делились своим опытом.
Основная сложность в работе для меня заключается в том, что, несмотря на пять лет успешной работы «Радости», местное население все еще относится к нам настороженно. И буквально ежедневно приходится объяснять, кто мы и чем занимаемся. Мне постоянно приходится отбиваться от претензий типа «Как вы смеете, занимаясь благотворительностью, платить себе и своим сотрудникам заработную плату!». То есть наше население еще мало информировано о таком явлении, как социальное предпринимательство. А по сути это бизнес-решение какой-либо социальной проблемы. И в этом обязательно присутствует коммерческая составляющая проекта.
Турганжан Касымов, коммерческий директор компании DAR:
– Я пришел в фонд «Навстречу переменам. Казахстан» с проектом по установке пандусов для детских инвалидных колясок возле жилых зданий. Идея возникла в 2012 году, когда я сам столкнулся с подобной дилеммой. После того как я нашел решение для себя, подумал, а почему бы не попробовать применить это для других. Я вышел в финал конкурса и получил от фонда грант. Это стало стимулом для более масштабного подхода в реализации моего проекта. На протяжении двух лет мы занимались установкой пандусов по запросам алматинцев. После того как информация о нашем проекте прошла в Интернете, к нам поступила масса заявок. Но я не предполагал, что столкнусь с большой психологической нагрузкой. Я буквально пропускал все истории своих заказчиков через себя, каждая была для меня огромным потрясением. С другой стороны, столкнулся с тем, что нередко люди с ограниченными возможностями не хотят ничего менять и тем более самостоятельно предпринимать хоть какие-то маленькие шаги. Они хотят, чтобы к ним пришли и принесли все на блюдечке с голубой каемочкой, предоставили все пути решения их проблем. Мало того, многие не просят, а требуют. Поэтому, прежде чем начинать тот или ной социальный проект, нужно осознать, что подобные моему случаи будут. Но в целом не стоит зацикливаться только на негативе.
Если у вас есть желание изменить себя и мир, не нужно обращать внимание на мелочи, а быть сильным и идти вперед.
К сожалению, мой бизнес пришлось закрыть, потому что я не смог построить правильную финансовую модель. Во мне боролись два человека. Один хотел помочь как можно большему количеству людей, а другой – коммерсант, желающий заработать. Поэтому пока я набираюсь знаний и, возможно, вскоре открою новый социальный бизнес-проект.
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ
Фото Елены МИТРОФАНОВОЙ