Жемчужина нового времени – казахское государство

4 001Самат УТЕНИЯЗОВ, кандидат истоических наук, профессор КазНУ им .Аль Фараби.
– Все меньше белых пятен на страницах истории Казахстана. Тем не менее они есть, и задача нынешних ученых-историков установить истину, рассказать современникам и потомкам, кто мы, откуда, как и чем жили предки, что оставили нам в наследие.
Казахское государство, которое существовало три столетия, называют «Казахское ханство»... На мой взгляд, это не вполне соответствует сути государственного устройства страны наших предков. Если оно было ханством в управленческом понимании, то не должно быть различий от ханств Средней Азии. Но мы знаем, что там царил совершенно другой порядок – хан здесь являлся единоличным хозяином всего и вся, он мог сделать все, что надумает, с каждым, кто лично ему неугоден, и со всем, что ему понравится, или напротив.
А землей наших предков управлял не хан, а институт биев, то есть родоначальники – самые авторитетные в народе люди, представляющие 41 казахский род. Госустройство, будем так говорить, в «Казахском ханстве» зависело от родоначальников и полностью ими же исполнялось. То есть фаактическим руководителем здесь был институт биев.
Если так, то хан как высший правитель не обладал узурпаторскими правами, не мог быть своевластным тираном, потому что всегда находился под «присмотром» биев, а, следовательно, в большой мере был зависим от этого органа власти. И подобный вывод исходит хотя бы от таких всем известных исторических фактов: хан казахского государства был избираемым, избирали его не народ, а бии, то есть родоначальники...
Именно бии оценивали заслуги того или иного претендента на восхождение в Белую юрту и объявление управителем государством.
Кроме того, ни один избираемый биями хан не обладал громадными финансовыми возможностями: казну налогами пополняли опять же посредством мер, принимаемых институтом биев-родоначальников.
И наконец, поскольку именно хану поручалось руководить военными действиями и именно он был самым эффективным полководцем, как условие избрания – армию под его боевые знамена для очередного похода собирали бии.
Напомним, что от хана требовалось исполнение самой главной во все времена задачи – защита своих земель, читай – государства, от внешних врагов. Именно поэтому он должен был быть полководцем, способным возглавить армию и обеспечить защиту Родины.
Эти ключевые моменты показывают, что власть казахских ханов была во многом ограниченной, а не абсолютной.
Когда мы говорим: «царство», «королевство», «ханство» -подразумеваем абсолютную, а по большей мере деспотичную монархию с единолично правящим всем и вся человеком во главе. К тому государственному устройству, которое царило на земле наших предков, подобное толкование «Казахского ханства» неприемлемо. Да оно, это ханство и не было таковым. Потому что хан казахов был фигурой военно-политической, к тому же избираемой на правление, а не наследующей трон.
Вывод однозначен: когда управляют страной представители народа – это демократия. Таким образом уже 500–600 лет назад на казахской земле царило настоящее народовластие. А если задуматься глубже и сравнить госустройства той поры, можно смело утверждать – Казахское государство являлось самой демократичной страной и самым правовым государством в истории Евразии последних двух тысяч лет после Древней Греции и республиканского Рима.
В истории человечества народы всегда мечтали построить демократическое государство. До второй половины ХІХ века в Евразии не было ни одного демократического государства. Только наши предки благодаря Институту биев построили демократическое государство. Мы сегодня имеем полное право и должны гордиться нашими предками, уже тогда построившими прообраз государства нового времени.
Предчувствую возражения: есть исторические примеры деспотизма в Казахском ханстве! Соглашусь с предполагаемым оппонентом. Есть, были и будут всегда отступления от правил, желающие изменить госустройство и само мироздание. При этом замечу, что в истории Казахского ханства только хан Есим после свершения множества военных завоеваний и личных мужественных подвигов в какой-то период возгордился и не стал слушаться института биев. Но история показывает: несмотря на свои многочисленные военные достижения и личные подвиги, Есим хан совершил одну крупную стратегическую ошибку – истребил катаганцев (1628). Переживая за содеянное, Есим сложил с себя ханские полномочия и посвятил себя религии. До конца дней своих он служил и не выходил из медресе Ахмета Яссауи.
Напомним и такой факт: управление Казахским ханством было централизованным. Именно это позволило казахам сохранить все обычаи, традиции и многие обряды. Одинаковым на всем огромном протяжении казахских земель был и быт народа, что свидетельствует о тесном государственном землеустройстве, едином для всех. Может быть, во многом поэтому нам удалось сохранить единую основу своего языка. У казахов никогда не было диалектов, чего не скажешь о соседних народах – узбеки, туркмены и другие наши соседи, хотя и жили на сравнительно небольших пространствах, имели четыре, а то и пять диалектов.
Героические эпосы казахского народа составляют 100 томов. А есть народы, которые не имеют ни одной героической поэмы.
Трудно представить сейчас, каким образом, занимая огромные территории от Алтая до Волги (точнее, расселение казахов от Томска до Волги), наши предки умудрились иметь один язык, одинаковые обычаи и традиции! Думается – это результаты создания централизованного государства, которое существовало немногим больше 300 лет.
В самом деле Казахское государство, и здесь я уже не пишу «Казахское ханство», так как по сути своей оно таковым не являлось, было жемчужиной Нового времени (Жаңа дұниенің шамшырағы). В нем торжествовала демократия казахского народа.
Многие обычаи казахи унаследовали от своих прапредков – гуннов.
Например, обряд сватовства у казахов не похож ни на какой другой подобный обряд у родственных мусульманских народов. Казахи брали в жены только девушек из другого рода. А родственные народы Средней Азии женились даже на своих двоюродных сестрах. Внуки одного человека по их обычаям тоже женились спокойно. Это и теперь имеет место быть. У нас же по обычаю предков, и это совершенно правильно, жених и невеста не должны быть вскормлены из одной груди.
Одним словом, можно сказать, что казахи все обычаи и традиции не только унаследовали от предков, но и бережно сохранили их, донесли до наших дней.