В приоритете городских властей

Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев провел заседание актива города по реализации Послания Главы государства.


Біз бүгін Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Кемелұлы Тоқаевтың 2 қыркүйекте жариялаған «Сындарлы қоғамдық диалог – Қазақстанның тұрақтылығы мен өркендеуінің негізі» атты Жолдауын Алматы қаласында орындау мәселелерін талқылауға арналған қала активінің отырысына жиналып отырмыз.

Отырысқа қала әкімінің орынбасарлары, қалалық мәслихаттың депутаттары, қоғамдық кеңестің мүшелері, құқық қорғау огандары, аудан әкімдері, қалалық және аумақтық құрылымдардың басшылары қатысуда.

Мемлекет басшысы Қазақстан халқына Жолдауында ел дамуының 5 басым бағытын айқындап, мемлекет алдында тұрған маңызды міндеттерді белгілеп берді.

Атап айтқанда, талабына сай тиімді мемлекет қалыптастыруға, азаматтардың құқықтары мен қауіпсіздігін қамтамасыз етуге, қарқынды дамыған және инклюзивті экономика құруға, әлеуметтік жаңғырудың жаңа кезеңін бастауға және өңірлердің қуаттылығын арттыруға, оның ішінде «Алматы қаласының ерекше мәртебесі туралы» заңға аса көңіл бөлінді.

Алматы – Орта Азиядағы ең ірі өңірлік іскерлік және қаржы орталығы. Ел экономикасының ең басты қозғаушы күші болып табылатын шағын және орта бизнес қаласы. Еліміздегі халықаралық құрылымдар мен қаржы институттарының,
ірі IT-компаниялардың, жоғары оқу орындарының басым бөлігі осында орналасқан.

Олай болса, Алматы қаласы Мемлекет басшысының Жолдауындағы міндеттерді іске асыруға экономикалық әлеуеті мен мүмкіндіктері жағынан толықтай дайын.

Бүгін біз Жолдауды орындаудағы басты мақсат -міндеттерімізді нақтылап алуға жиналып отырмыз.

Президент Касым-Жомарт Кемелович Токаев в своем Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» подчеркнул, что в нашей работе мы руководствуемся в первую очередь принципами и задачами, заложенными Елбасы в Стратегии «Казахстан – 2050», Плане нации по реализации Пяти институциональных реформ и Курсе Третьей модернизации.

Глава государства определил 5 ключевых приоритетов развития, на которых мы должны сосредоточить наши усилия.

ПЕРВОЕ. СОВРЕМЕННОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан.

Мы уже начали эту работу. Все руководители управлений и акимы районов создали аккаунты в социальных сетях, через которые напрямую получают «обратную связь» от алматинцев.

На телеканале «Алматы» дважды в неделю выходит программа «AKIMAT LIVE», в прямом эфире акимы районов и руководители управлений отвечают на вопросы жителей.

В управлениях и акиматах районов один раз в две недели проводятся «Дни открытых дверей».

За каждое обращение, оставленное без внимания, первые руководители будут нести персональную ответственность. Кадровые решения будут приниматься в первую очередь на основе оценки их работы жителями.

Важная роль в этом вопросе отводится партии «NurOtan».

Недавно на расширенном заседании филиала партии я уже обозначил ряд новых конкретных шагов по усилению партийной работы в городе.

Ежемесячно будут заслушиваться руководители госорганов о реализации предвыборной платформы Президента Касым-Жомарта Токаева, наказов избирателей из Алматы.

Будет усилена работа по профилактике коррупции.

Создан Гражданский комитет по рассмотрению социально-экономических обращений граждан.

Глава государства поручил в установленном законом порядке давать разрешения на проведение митингов. В кратчайшие сроки будут определены и опубликованы в СМИ места для проведения мирных собраний в городе.

ВТОРОЕ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН

Глава государства поручил продолжить полноценную реформу правоохранительной системы.

Важная роль в обеспечении безопасности отводится новым технологиям. Только в этом году с помощью камер раскрыто более 1000 преступлений.

До конца года в городе должна быть внедрена система видеомониторинга мест массового скопления с функцией видеоаналитики и охватом всех ключевых объектов города. Будет установлено 600 камер до конца года, 400 – в 2020 году.

Внедрены проекты «Е-Уголовное дело» и «Единый реестр административных производств». На сегодня полиция на 100% укомплектована оборудованием для ведения уголовных дел (средней и небольшой тяжести) в электронном формате.

Вместе с тем, полиция все еще неохотно использует цифровые инструменты в своей работе. Так, в электронном формате в первом полугодии велись только порядка 11% уголовных дел.

Все это вызывает большие вопросы. Для повышения прозрачности департамент полиции должен обеспечить полноценное использование цифровых решений в своей работе.

Для эффективной работы экстренных служб до конца следующего года необходимо запустить единую экстренную службу 112.

Для обеспечения прозрачности будут открыты 11 фронт-офисов полиции во всех районах города, где посетители смогут получать услуги в комфортных условиях по принципу ЦОН-ов.

Как известно, Алматы находится в зоне высокого селевого риска.

В текущем году началось строительство
10 автоматизированных станций мониторинга селевой опасности на бассейнах рек малая и большая Алматинка, Каргалы и Аксай.

ТРЕТЬЕ. РАЗВИТАЯ И ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Президент К.К.Токаев в послании поручил к 2025 году обеспечить ежегодный устойчивый рост валового внутреннего продукта Казахстана на 5%.

Сегодня экономика Алматы растет в среднем на 3% ежегодно.

Для того, чтобы обеспечить исполнение поручения Президента городу необходима устойчивая налоговая база, конкурентоспособный бизнес. Требуется диверсификация экономики, развитие инноваций и «экономики знаний».

В настоящее время разрабатывается долгосрочный Концепт-план развития города. В октябре мы вынесем его на общественное обсуждение.

Нам необходимо в первую очередь развивать сектора культуры и туризма, транспорта и логистики, а также инноваций.

Важнейшую роль в экономическом росте должен играть эффективный малый и средний бизнес.

Сегодня 185 тыс. субъектов МСБ обеспечивает 40% ВРП, 64% налогов, более 600 тыс. рабочих мест. Поэтому поддержка МСБ и развитие предпринимательства наш стратегический приоритет.

В Алматы центр предпринимательства «Qoldaý» с филиалами в 6районах города, где 525 госуслуг из 30 источников.

Центр объединит в одном операционном зале по принципу «одного окна» все госорганы, институты развития и монополистов, оказывающих услуги бизнесу. Данная мера позволит значительно сократить сроки и обеспечить доступность получаемых услуг.

Разработан проект программы «Алматы Бизнес 2025». Запланировано обучение 20 тыс. предпринимателей ежегодно.

Увеличен объем финансовой поддержки МСБ в 2,3 раза (с 4,5 млрд. до 10,5 млрд тенге с дальнейшим ростом до 31 млрд тенге). Для решения проблем доступности финансовых ресурсов для бизнеса созданы компании «Almaty Finance» и микрофинансовая организация «Almaty», с общей капитализацией только в 2019 году 3 млрд тенге – все эти деньги получат алматинские бизнесмены.

При этом, будет применен дифференцированный подход финансирования проектов. 2% – для районов
с низкой деловой активностью, в остальных районах – 7%.

Для финансирования проектов МСБ через банки второго уровня совместно с фондом «Даму» дополнительно выделены 2 млрд тенге на паритетной основе, на следующий год только в рамках этого направления планируется еще 10 млрд тенге.

В итоге, общий объем финансовой поддержки МСБ достигнет с 4,5 млрд тенге в текущем году до 30 млрд тенге со следующего года.

Также предусмотрено стимулирование экспортного производства алматинских предприятий и развитие местного содержания. Нашим предпринимателям нужно актиынее участвовать в гос.закупках города.

Возможность стать предпринимателем должен иметь каждый. Мы должны поддерживать создание семейных бизнесов, в первую очередь для многодетных и малообеспеченных семей.

На базе центров поддержки многодетных матерей «Бақытты отбасы» запущена программа «Isker Ana» по обучению женщин предпринимательству.

До конца года планируется открытие центра поддерживаемой занятости с организацией наставничества и стажировок на рабочем месте для людей с ограниченными возможностями.

Президент поручил обратить особое внимание на развитие туризма, как важной сферы экономики.

Как вы знаете, горнолыжный туризм – это визитная карточка города. Однако Шымбулак уже достиг предела своей мощности, пиковые посещения доходят до 10 тыс. человек в сутки. Нам нужно развивать другие горные курорты, прежде всего действующие.

Президент поручил активизировать работу по привлечению прямых иностранных инвестиций. Это одна из приоритетных задач исполнительной власти.

Достижение этой задачи напрямую зависит от работы, которую мы с вами проведем в Алматы. Так, в нашем городе расположены 90% банков страны, более 60 офисов международных организаций и транснациональных компаний.

Недавно мы создали Центр привлечения инвестиций «Almaty Invest». На сегодня уже привлечены инвесторы для 20 проектов на 1 млрд долларов, в том числе, международные гиганты Tesla и Google (перенос офиса с РФ).

Нужно усилить эту работу с инвесторами.

Следующее направление – развитие новых технологий - 5G, SmartCity, большие данные, блокчейн и другие новые цифровые инструменты.

Алматы – это цифровая столица Казахстана. Сегодня в городе самый высокий в стране уровень цифровой грамотности (82,6%), наибольший объем бюджета на цифровизацию. Две трети IТ-услуг страны производится в нашем городе. 60% выпускников по IТ-специальностям выпускаются алматинскими вузами. В Алматы наряду со столицей тестируется новый формат высокоскоростной передачи данных – 5G.

По моему поручению в акимате создается отдельное управление по вопросам цифровизации.

Его задачи – обеспечить внедрение новых проектов умного города, завершить автоматизацию государственных услуг, создать условия для ежегодного опережающего роста IТ-сектора в Алматы.

Сегодня в Алматы уже автоматизировано 80% востребованных госуслуг. Задача нового управления цифровизации - завершить полную автоматизацию востребованных госуслуг до конца 2020 года.

Президент в своем Послании отмечает, что один из самых проблемных вопросов нашей экономики – недостаточный объем ее кредитования.

Ежегодно банки кредитуют предприятия города на 900 млрд. тенге, а действующие государственные программы покрывают не более 10%. Необходимо выстроить системную работу по повышению эффективности этих программ.

***

Как отметил Глава государства, несмотря на рост ВВП и доходов населения, имущественное расслоение внутри казахстанского общества сохраняется и даже усиливается. Эти же тренды характерны и для Алматы.

Сегодня отмечаются серьезные дисбалансы в доходах между разными профессиональными сферами.

Самые высокие заработки – в финансах и страховании. Самые низкие зарплаты – в дошкольном образовании, начальном образовании, здравоохранении, т.е. в важнейших сферах, от которых зависит качество человеческого капитала.

Кроме того, негативное влияние оказывает «маятниковая» миграция внутри города и с пригородом.

Ежедневно фиксируется въезд в город 200-250 тыс. автомобилей, которые привозят до полумиллиона человек по работе, для образования, лечения, досуга.

Так называемое «дневное» население города оценивается в 2,3 млн человек – на 400 тыс. больше официальной статистики. Это дополнительная конкуренция за рабочие места.

Более высокое качество жизни в центральных районах ведет к концентрации в них человеческого капитала и бизнеса. Так, плотность населения и занятости в Алмалинском и Ауэзовском районах в 5-7 раз выше, чем в Алатауском и Наурызбайском.

Необходимо, учитывая международный опыт, разработать меры по поэтапному сокращению разрыва в качестве жизни алматинцев, проживающих в центральной части и окраинах города.

ЧЕТВЕРТОЕ. НОВЫЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Качественное образование – первоочередной фактор развития и экономического роста города.

Наши задачи здесь ясны. Мы обсудили их на августовском совещании с педагогическим активом города.

Вместе с тем, во исполнение поручения Главы государства необходимо форсировать переход к политике профориентации на основе выявления способностей учащихся.

В школах Алматы необходимо внедрить инструменты профориентации на основе выявления способностей учащихся посредством профориентационного тестирования.

***

По поручению Президента Правительством будет создан перечень приоритетов для каждого региона по конкретным нозологиям в медицине и будет внедрено бюджетное финансирование на его основе.

Управление общественного здоровья города разработает конкретные предложения по данному вопросу.

Разрыв в количестве и качестве социальных услуг, особенно в сфере здравоохранения, между центром и отдаленными районами будет сокращаться.

На сегодня по итогам аудита определен 3-летний план потребности во врачебных амбулаториях. Всего нужно 35 амбулаторий.

Уже открыта семейно-врачебная амбулатория на 100 посещений в смену в Медеуском районе.

По результатам аудита материально-технического оснащения медучреждений также была выявлена разница в оснащенности в поликлиниках города от 20% до 80%, на основании этого сформирован план обеспечения на 3 года.

В медицинских организациях имеется более 30 тысяч медицинского оборудования, из них морально и физически устаревшее 10,9 тыс. единиц.

В связи с этим, на закуп медицинского оборудования планируется выделить более 86 млрд тенге. Уже в 2020 г. будет приобретено 1,4 тыс. единиц медтехники.

В следующем году для экстренной кардиологической помощи запланировано открытие кардиоотделений в трех стационарах города - ЦГКБ, ГКБ №№ 4 и 7.

В октябре 2019 года откроется новая подстанция Службы скорой медицинской помощи в Алатауском районе. В преддверии Дня Конституции мы закупили 28 автомобилей для Службы скорой медицинской помощи. В следующем году планиурется закупить еще 80 автомобилей.

Социальная политика

Для поддержки жителей, находящихся в трудной жизненной ситуации за счет оптимизации расходов бюджета на 16,2 млрд тенге, разработана и профинансирована городская комплексная программа «Бақытты отбасы». В целом принимаемыми мерами программы охвачено 48,5 тыс. человек.

Вместе с тем, Президент поручил ввести гарантированный социальный пакет – регулярную помощь детям дошкольного возраста, бесплатное горячее питание для всех школьников, обеспечение их учебными принадлежностями и формой, оплату медицинской, в том числе стоматологической помощи, возмещение затрат на проезд в общественном транспорте. Данный вопрос будет проработан.

ПЯТОЕ. СИЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ – СИЛЬНАЯ СТРАНА

Как вы знаете, эффективность нашей работы будет оцениваться населением. Будет проанализирован и при необходимости доработан перечень ключевых показателей эффективности каждого руководителя и усилен контроль за их достижением.

Важнейшим направлением работы является управляемая урбанизация и единая жилищная политика.

Число горожан прирастает ежегодно более чем на 50 тыс., из них 60% - мигранты. Это создает серьезную нагрузку на дорожно-транспортную, инженерную, социальную инфраструктуру города и все службы города, включая правоохранительные органы.

Чтобы справиться с этими вызовами, требуется грамотно управлять процессом урбанизации.

Основным рабочим инструментом для этого должен стать закон «Об особом статусе города Алматы». Президент в своем послании четко обозначил, что этот документ нуждается в совершенствовании. Поэтому будет разработан и внесен на рассмотрение новый проект закона.

Обращаюсь к наиболее активным горожанам, внести свои предложения.

Для обеспечения системности и эффективного планирования расходов, разрабатывается городской план развития окраин «Новый Алматы». Призываю весь городской актив также подключиться к этой работе.

Жилищная политика

До конца 2019 года в рамках госпрограммы «Нұрлы жер» будет приобретено 1 020 квартир для работающей молодежи. Также будут сданы в эксплуатацию 30 многоквартирных домов (1 020 квартир) в Алатауском и Турксибском районах для многодетных семей, социально уязвимых слоев населения и т.д.

Хорошо зарекомендовавшая себя городская программа «Алматы жастары» будет продолжена. В 2020 году дополнительно будет предоставлено 1000 квартир для работающей молодежи.

По ветхому жилью разрабатывается механизм финансирования через инструменты АО «НУХ «Байтерек» на сумму 17,7 млрд тенге. Эти средства будут направлены на строительство оборотных домов для переселения жильцов ветхих домов.

Также разработана поэтапная программа по сносу 948 ветхих домов. В течение 4-5 лет планируется произвести снос 267 ветхих домов, 2321 семья будет обеспечена новым жильем.

Продолжается капитальный ремонт многоквартирных домов. Кроме того, в ближайшие 2-3 года завершится замена всех устаревших лифтов. В следующем году будут выделены средства на ремонт фасадов и кровли домов для придания городу единого архитектурного облика.