Что делать, если?..

Алматы: инструкция по применению

Что делать, если?..

Температура – в минус, а оплата – в плюс.

С древнейших времен человечество знало: мороз крепчает, печка краснеет! Имеется в виду – дров в нее подкидывается все больше и больше. А топливо всегда чего-нибудь да стоило.

Спросите, к чему ведем разговор?

Так, к ответу на ваши же вопросы.

Читаем в редакционной почте, сохраняя стиль и орфографию авторов: 

Бибинур Рысбекова: «В ноябре за отопление цена была 56 тенге за квадратный метр жилья. В декабре подняли до 156 тенге. Пришла квитанция за январь – отопление стало 195 тенге за квадратный метр!
Можно узнать, почему цены за отопление растут ежемесячно, и кто это контролирует? Такими темпами куда мы идем? И самое интересное, цены за отопление не только по городу, а в соседних домах разные. Кто отвечает за этот бардак?»

Алексей Давыденко: «К кому можно обратиться по поводу начислений за отопление? Какая-то нереальная сумма образовалась, если общая площадь 45 кв. м, тариф 156 тенге за кв. м, максимум 7–8 тысяч тенге должно выйти, и так было всегда. Что произошло в этом месяце?»



Ренат Хамиди: «Кто-нибудь знает, что это за перерасчет в большую сторону по отоплению и горячей воде?» 



Алексей Аминев: «На примере трех квитанций возник вопрос, каким образом идет начисление за отопление? Три разных дома, в разных районах, во всех домах установлены тепловые счетчики, температура батарей одинаковая, но тарифы почему-то разнятся!»



Владимир Касьянов: «Почему-то все представители теплосетей пишут только о том, какая должна быть температура в помещениях, но никто и нигде не пишет, какая должна быть температура батарей и температура на элеваторе до сопла, после сопла и обратке! Очень хочется получить ответ. Думаю, это многих интересует».

Как говорится, спрашивали? Отвечаем.

Тариф за теплоэнергию в Алматы не повышался

Об этом однозначно заявили энергетики Алматинских тепловых сетей (АлТС), что по магистрали городского трубопровода доводят тепло до границ своей ответственности, то есть до стены вашего многоквартирного жилого дома.

И все-таки алматинцы задают вопросы. Мы не раз писали и объясняли методику расчетов тарифной политики, принципы работы тепловых пунктов и общедомовых приборов учета тепла. Для тех, кто только сейчас начал интересоваться за что и кому он платит деньги, даем предметное объяснение от руководителей АлТС на тему: почему вы в счетах-квитанциях за коммунальные услуги в графе «Отопление» каждый зимний месяц видите разные и почему-то повышенные тарифы?

«…Сам тариф (константа, утвержденная антимонопольным ведомством на определенный период для измерения и расчетов тепловой энергии) для многоквартирных жилых домов (МЖД), оснащенных так называемыми общедомовыми приборами учета тепловой энергии (ОПУТЭ), не увеличивался, – пишут энергетики. В текущем отопительном сезоне он равен 4810,63 тг/Гкал с НДС.

Вместе с тем согласно установленным и утвержденным действующим законодательством правилам и нормативам пользования услугами теплоснабжения потребитель оплачивает за централизованное отопление и горячую воду исключительно по показаниям установленного в МЖД, где он проживает, ОПУТЭ.

Именно это устройство контролирует объем поступившей в дом тепловой энергии от ее поставщика – ТОО «Алматинские тепловые сети» (АлТС), учитывает, какое количество этой теплоэнергии потребил дом и пересчитывает его для удобства людей из гигакалорий в цену за единицу отапливаемой площади.

Но при постоянном тарифе эта цена изменяется в зависимости от различных условий.

В первую очередь из-за температуры наружного воздуха. Когда она понижается, для обеспечения в зданиях комфортных условий необходимо повышать температуру теплоносителя (подогреваемой воды). Другими словами, предприятия, вырабатывающие теплоэнергию (ТЭЦ, котельные), вынуждены затрачивать больше топлива (газа, угля), чтобы достичь необходимой городу температуры теплоносителя. То есть если на улице тепло, то и температура теплоносителя меньше (но не ниже +65 градусов Цельсия), и плата, разумеется, меньше – по фактически учитываемому ОПУТЭ потреблению тепла. И, наоборот, чем холоднее на улице, тем выше цена за отопление».

С этого места мы попросили тепловиков рассказывать теорию алматинского отопительного сезона на примерах.

«Во-первых, если посмотреть, какая погода была в октябре, ноябре и декабре прошлого года, становится понятно, почему цена (плата) за отопление и горячую воду, отраженная в квитанциях, увеличивалась из месяца в месяц. Обратный процесс можно наблюдать либо в прошлогодних квитанциях, либо ближе к весне, когда температура воздуха на улице будет увеличиваться.

Во-вторых, напомним, что в квитанции за ноябрь выставляется начисление за теплоэнергию, потребленную в октябре, в квитанции за декабрь – в ноябре, в квитанции за январь – в декабре.

Тем не менее в электронной системе (программе) контроля теплоэнергии АлТС для каждого дома определен свой календарный период учета и расчетов: например, один – с 1 по 30 число, другой – с 15 по 15 число следующего месяца и т.д.

Иными словами, жильцы этих домов заплатят разные суммы за теплоснабжение в зависимости от погодных условий в расчетный период, установленный для конкретного дома.

Но в дальнейшем их затраты на отопление практически уравняются, так как в приведенном примере жильцы первого дома оплатят за тепло, потребленное в более поздний период, за которое жители второго дома уже оплатили.

В-третьих, даже два рядом стоящих дома, возведенных по одному типовому проекту, могут потреблять разное количество теплоэнергии.

Причины тому разные: неутепленные служебные помещения дома (подъезды, чердаки, подвалы), через которые улетучивается тепло, разбалансировка внутридомовой системы отопления и горячего водоснабжения, использование в отдельных квартирах дополнительных секций радиаторов, так называемых теплых полов и др., что в определенной степени вносит дисбаланс в процесс теплоотдачи, рассчитанный строительным проектом внутридомовых инженерных схем.

А согласно действующему законодательству все проблемные задачи, относящиеся к внутридомовым сетям, должны решать КСК и сервисные компании на основании заключенных между ними договоров об обслуживании жилых домов и иных зданий.

Теплоснабжающие организации – в данном случае АлТС – этой деятельностью, то есть техобслуживанием домов, заниматься не имеют права.

Что касается потребителей, проживающих в домах, не оборудованных ОПУТЭ, плата за отопление начисляется помесячно, исходя из значений, утвержденных антимонопольным ведомством для таких зданий: октябрь – 31 тг/м², ноябрь – 156 тг/м², декабрь – 208 тг/м²».

И все-таки что делать, если в квартире холодно?

Для контроля параметров поступающей в здание теплоэнергии КСК всегда вправе обратиться в АлТС для проведения замеров на так называемой границе балансовой ответственности (на входе в элеватор или теплопункт), не снимая с себя ответственности, советуют специалисты в АлТС.

Но не всегда проблемы с отоплением вызваны работой тепловиков. Некоторые КСК годами в упор не хотят видеть проблем с отопительными сетями внутри домов.

С просьбой помочь отыскать «похитителей» тепла к нам обратилась группа жильцов дома № 54 с улицы Панфилова:

– С начала декабря 2020 года в 2-м и 3-м подъездах нашего дома в комнатах со стороны двора нет отопления, – от имени соседей пишет жительница дома Анна Есауленко. – Обращались с заявками с КСК «Семиречье», аварийную службу «Лигас», Алматинские тепловые сети. Никаких действий с их стороны по устранению проблем не было. Мы написали коллективное письмо в различные инстанции. Пока никаких ответов не получили. В прокуратуре – месяц на рассмотрение, в Алматинских тепловых сетях – 15 дней. Аварийная служба и КСК вообще никаких сроков не назвали, только сказали, что будут разбираться. В итоге уже больше месяца мы сидим без тепла, обогреваемся масляными радиаторами. Исправно платим по счетам за отопление и огромные суммы за электроэнергию. В наших подъездах живут и инвалиды, и пенсионеры, и семьи с маленькими детьми – и все вместе мерзнем. И это старый центр города...

Из Управления жилья поступил следующий ответ: «По информации органа управления сообщается следующее. В результате обследования выявлено, что в квартире заявителя срок эксплуатации отопительных систем истек. Согласно Закону РК О жилищных отношениях бремя содержания общего имущества и принадлежащей ему квартиры несет собственник. Также известно, что при производстве ремонта в квартире 29, где используется общий стояк отопления с квартирой заявителя, были перенесены отопительные приборы и перед ними установлены неполнопроходные вентили и отсутствует возможность визуального осмотра врезок отопительных приборов, поскольку во время ремонта они были замурованы в стены. Собственнику рекомендовано сменить вентили на полнопроходные».

– Можно узнать, кем и когда обследование, о котором говорится в ответе УЖ, было проведено? – недоумевает Анна, – если представителей КСК и аварийки я у себя в квартире ни разу за 2020 и начало 2021 года не наблюдала, ни с какими обследованиями не ознакомлена?

12 января история получила свое продолжение:

– ТОО «АлТС» вызвало нашу аварийную службу «Лигас» (ИП Сальников) и техников из КСК «Семиречье» на встречу для проверки элеваторного узла, – оповестила о происходящем Анна Есауленко. – Представители АС «Лигас» и КСК отказались присутствовать и на встречу не явились (что зафиксировано в Акте обследования и предписания ТОО «Алматинские тепловые сети» (причем уже составлено два таких акта – от 21.12.2020 и 12.01.2021). Но…

Пока представители ТОО «АлТС» добирались до нас, в наших квартирах чудесным образом появилось отопление, слабенькое, как парное молоко, но появилось. Так что наши совсем холодные замерзающие батареи ТОО «АлТС» увидеть не удалось. В итоге им был составлен акт с предписанием: «Аварийной службе и КСК совместно необходимо промыть, продуть, выполнить обработку стояка или рекомендуется поменять, проверить пропускную способность стояка. В случае невыполнения предписания будут предприняты меры согласно ППТЭ». Один экземпляр предписания отправлен в КСК «Семиречье», второй остался у представителей ТОО «АлТС». Какая реакция будет у нашей аварийной службы? Какая реакция у КСК «Семиречье? (Если учесть, что предписание от 21.12.2020 осталось без какого-либо внимания с их стороны). И как долго будет отопление в наших квартирах, и не исчезнет ли оно также волшебным образом уже сегодня ночью?»

Жалобой жильцов занялся алмалинский акимат. Уже вчера все от кого зависит тепло в квартирах были подняты на ноги!
Похвально.

Однако вопрос к местной аварийной службе: а вам самим слабо найти «похитителя» тепла?