Что сделано в Казахстане за два года со дня избрания Президентом Касым-Жомарта Токаева

Источник фото: RBK.ru
Источник фото: RBK.ru

Речь идет о всех сферах жизни общества.

Сегодня исполняется два года со дня избрания Президентом страны Касым-Жомарта Токаева. Что сделано за это время, задается вопросом Vecher.kz со ссылкой на СЦК.

На ручном управлении

На эти два года выпало немало испытаний, ставших настоящим стресс-тестом для систем госуправления. Обострившиеся внешнеполитические проблемы, стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации... Но самый страшный отпечаток на жизнь миллиардов людей в мире наложила пандемия, подкосившая национальные системы здравоохранения и экономику государств.

Как этот период пережил Казахстан? Обзор событий позволяет сделать главный вывод: казахстанские власти сумели сгладить многие кризисы, а народ сплотился, ибо никогда ранее волонтерское движение не приобретало столь масштабного характера.

Другими словами, накопленный за годы Независимости запас прочности позволил республике с честью преодолеть вызовы.

Касым-Жомарт Токаев был избран Президентом Республики Казахстан 9 июня 2019 года и спустя три дня официально вступил в должность. Мало кто тогда представлял, сколько впереди будет волнений и тревог. И насколько непросто будет проводить курс на либерализацию и экономическую модернизацию в возникавших непростых условиях.

«Смена руководства подразумевала изменение стиля управления при сохранении политического курса. Нужно было выстроить новые формы взаимоотношений между государством и обществом и реализовать значительный набор политических, социальных и экономических задач на фоне крупных кризисов, таких как чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, вызванная пандемией, взрывы в Арысе, наводнение в Мактааральском районе, события в Кордае и Сатпаеве. Эти и многие другие проблемы решались при личном участии Президента, что продемонстрировало наличие политической коммуникации и отражение идеи «Слышащего государства», – отмечает руководитель отдела социально-политических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Индира Рыстина.

Как отмечают эксперты, Президент управляет страной практически в ручном режиме. Глава государства вынужден постоянно держать руку на пульсе и в определенный момент двигать нужные рычаги. При этом его подходы к работе на высочайшем государственном посту базируются на оперативности, прагматизме, инициативности, непрерывности и последовательности в реализации реформ.

Как замечает в своем аналитическом докладе 2021 года «Реформы в Казахстане: от намерений к действиям» политолог Андрей Чеботарев, многие меры по стабилизации ситуации и дальнейшему развитию страны были приняты благодаря именно личному участию и волеизъявлению Касым-Жомарта Токаева. Глава государства немедленно реагировал на все значимые события в стране, давая гражданам понять: власть и общество работают в едином тандеме над решением острых вопросов.

Свои мысли и идеи по поводу тех или иных событий Касым-Жомарт Токаев активно публикует на своей странице в Twitter, где также дает поручения и выражает слова поддержки. Практически сразу после сообщений из затопленных поселков Глава государства написал: «Никто из жителей Туркестанской области не останется без внимания» и поручил оказать всемерную поддержку. Другой пример – Президент запретил строительство в заповедном урочище Кокжайляу на территории Иле-Алатауского государственного национального природного парка, поставив точку в резонансном вопросе.

Когда в стране действовал режим чрезвычайного положения в связи с пандемией коронавируса, Глава государства четыре раза выступал с обращениями к народу. К слову, режим ЧП в Казахстане был введен впервые в истории независимого государства. Но и после завершения периода ЧП Президент продолжает обращаться к казахстанцам через Twitter, напоминая о необходимости соблюдения мер предосторожности.

Реформы не ради реформ

С момента вступления в должность Касым-Жомарт Токаев начал реализовывать основные принципы своего политического курса, обозначенные в предвыборной платформе: преемственность, справедливость и прогресс.

Андрей Чеботарев отмечает, что Президенту удалось оптимально объединить все три принципа, поскольку в совокупности они призваны улучшить деятельность государства и его органов и их взаимодействие с обществом.

По мнению политолога, преемственность означает не только приверженность Главы государства политической стратегии своего предшественника, но и выполнение принятых им решений по разным вопросам, включая утвержденные концепции, госпрограммы и иные официальные документы.

Прогресс гармонично дополняет преемственность с точки зрения совершенствования различных механизмов. Ключевой является трансформация политической системы, предусматривающая внедрение передовых стандартов прозрачности процесса принятия государственных решений, совершенствование многопартийности, развитие органов местного самоуправления, расширение участия граждан в принятии государственных решений, передачу определенных госфункций в конкурентную среду.

«Что касается принципа справедливости, то его реализация, согласно видению Главы государства, сочетает в себе меры, способствующие повышению качества человеческого капитала по линии образования, здравоохранения, социального обеспечения, труда и занятости, а также призванные обеспечить верховенство закона, справедливое правосудие, общественную безопасность, искоренение коррупции и эффективное государственное управление», – подчеркивает Андрей Чеботарев.

Большой блок преобразований заложен в Послании Президента 2019 года, где определены приоритеты развития страны в политико-административном направлении.

«В первую очередь был взят курс на искоренение подхода «реформы ради реформ» и политического популизма. Предпочтение отдано преобразованиям в интересах дальнейшего эффективного развития и обеспечения устойчивости государства. Отмечено, что реформы должны осуществляться последовательно и поэтапно, без забегания вперед», – обращает внимание Индира Рыстина.

Была введена формула «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». При сохранении президентской вертикали сделан акцент на повышение уровня участия Парламента в процессе принятия государственных решений и эффективности работы Правительства через усиление его ответственности и подотчетности.

Основным элементом Послания выступила концепция «слышащего государства», которая, по мнению эксперта КИСИ, позволит установить доверительные отношения между властью и обществом через формирование правильной политической коммуникации.

Как отмечал в инаугурационной речи Президент Касым-Жомарт Токаев, казахстанцев волнует развитие диалога власти и общества.

«Такой диалог должен строиться на признании плюрализма мнений. Разные мнения, но единая нация – вот главный ориентир. Поэтому я решил создать Национальный совет общественного доверия. В него войдут представители всего общества, включая молодежь», – пояснил тогда Касым-Жомарт Токаев.

Эксперт Института мировой экономики и политики Айман Жусупова считает НСОД каналом конструктивной обратной связи по выработке рекомендаций и предложений с привлечением к участию в этом процессе протестного электората и оппозиции.

«Нацсовет становится авторитетной площадкой, в рамках которой инициируются законы, разрабатываются конкретные меры, направленные на демократическое развитие страны, улучшение жизни граждан. Принято 13 законов, которые были инициированы на заседаниях НСОД. Еще 7 законопроектов находятся на рассмотрении», – говорит эксперт.

Политические реформы Касым-Жомарта Токаева состоят из трех пакетов. На сегодня полностью реализован первый, который, в свою очередь, эксперты КИСИ делят на три блока.

Первый блок направлен на институционализацию протестных мнений и групп, развитие политического плюрализма и самоорганизацию населения. В этот блок можно включить Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний», который ввел уведомительный принцип проведения митингов вместо разрешительного. Сюда же относится совершенствование институтов местного самоуправления через реализацию «бюджетов народного участия» и повышение статуса сходов и собраний местных сообществ, принятие Закона «Об общественном контроле», призванного обеспечить открытость и подотчетность обществу госорганов и квазигосударственного сектора.

Создание единого легитимного института онлайн-петиций позволяет гражданам инициировать реформы, а введение графы «против всех» в бюллетенях на выборах – высказывать свою неудовлетворенность ситуацией. Впервые введен термин парламентской оппозиции, что усилило роль партий, имеющих малое представительство в Мажилисе Парламента.

«Второй блок реформ касается избирательной системы. Изменения в Конституционный закон «О выборах в РК» и Закон «О политических партиях» установили 30-процентную квоту для женщин и молодежи в избирательных партийных списках. Поправки применены на практике на выборах депутатов Мажилиса и маслихатов 10 января», – отмечает Индира Рыстина.

Регистрационный барьер для создания партий снижен со 40 тыс. человек до 20 тыс., а порог прохождения политобъединений в Мажилис – с 7% до 5%. Уже в текущем году казахстанцы начнут избирать акимов сел, поселков и сельских округов.

Третий блок направлен на обеспечение прав и защиту интересов граждан. Декриминализована статья 130 УК «О клевете», ответственность за нее переведена в разряд административных правонарушений. Казахстан официально отменил смертную казнь в качестве меры уголовного наказания. Принимаются меры по защите детей от кибербуллинга.

«Одним из знаковых в рамках деятельности НСОД стало решение «земельного вопроса». На V заседании Президент поручил законодательно запретить продажу сельхозземель иностранцам. Также законодательно определена возможность принудительно изымать земли для нужд населения – для выпаса скота вблизи сел. Разработаны законопроекты, которые сократят сроки изъятия неиспользуемых сельхозземель с 3 лет до 1 года, в 20 раз повышены штрафы в отношении землевладельцев, использующих сельхозугодья не по назначению», – выделяет еще одно важное решение Президента эксперт ИМЭП Айман Жусупова.

Приоритет – благополучие народа

«Для меня, как Президента, самым важным являются не общие цифры экономического развития, а реальное благосостояние всех наших граждан. Поэтому при принятии решений по стратегическим вопросам позиция большинства населения будет, безусловно, учитываться», – заявил Касым-Жомарт Токаев на церемонии инаугурации.

Не изменились установки Президента и спустя полтора года, когда Касым-Жомарт Токаев, выступая на открытии первой сессии Парламента VII созыва, сказал: «Мы должны сосредоточить все свои усилия на создании эффективного государства и справедливого общества. Главный приоритет – улучшение качества жизни и повышение благосостояния населения. Народ ждет не искусственных достижений, а реального результата, который он почувствует в действительности».

Но, как подчеркнула Айман Жусупова, из-за пандемии Президенту пришлось отложить многие ранее заявленные планы и выступать в роли кризис-менеджера, в срочном порядке справляться с новыми вызовами, которые распространение смертельного вируса поставили перед всем миром и перед Казахстаном в том числе.

Потери глобальной экономики дошли до минус 7,6% мирового ВВП. МВФ отметил, что кризис 2020 года является наихудшим со времен Великой депрессии. Экономика Казахстана по сравнению со странами ЕАЭС пострадала меньше, тем не менее сокращение оказалось ощутимым.

«В этот период по указанию Президента был предпринят ряд шагов, чтобы страна могла справиться с кризисом с наименьшими потерями. Это повышение заработных плат врачам, списание кредитов малоимущим, выплаты в размере 42,5 тысячи тенге четырем миллионам казахстанцев, увеличение социальных выплат и расходов», – перечислила эксперт ИМЭП.

Андрей Чеботарев в аналитическом докладе также отметил, что фактор пандемии внес определенные коррективы в содержание и перечень предполагаемых политико-административных преобразований. Вместе с тем сам процесс реформирования был продолжен.

Последствия пандемии позволили выявить слабые места в системе государственной власти и процессе ее взаимодействия с обществом и его институтами. В свою очередь это обстоятельство стало стимулом для проведения новых реформ.

Внимание экономике

Но вернемся к первому году президентства Касым-Жомарта Токаева. Одна из весомых проблем Казахстана, по мнению экспертов Всемирного банка, – высокая доля участия государства в экономике.

В Послании 2019 года в качестве ключевых направлений Глава государства определил дальнейшую диверсификацию экономики и повышение производительности труда, а также повышение отдачи от квазигоссектора.

Руководитель представительства КИСИ в Алматы Асель Абен считает шагом к сокращению доли присутствия государства в экономике объявленный Президентом мораторий на создание новых госкомпаний и его поручение провести анализ эффективности имеющихся нацхолдингов и квазигоскомпаний. Поставлена задача довести долю государства в экономике до стандартов стран ОЭСР, что даст импульс частным инвестициям и развитию МСБ.

«Президент также обратил внимание на проблемы финансового сектора, в котором показатели роста потребительского кредитования намного опережают показатели кредитования юридических лиц. За 2019 год объем кредитов физлиц вырос на 25%, в то время как кредитование корпоративного сектора снизилось на 8,7%», – размышляет эксперт.

Проблема закредитованности населения, в особенности социально уязвимых слоев, потребовала принятия экстренных мер. Тогда Касым-Жомарт Токаев подписал Указ «О мерах по снижению долговой нагрузки граждан РК», согласно которому Правительство погасило задолженность по беззалоговым потребительским займам отдельных категорий граждан. С долгами по кредитам с помощью государства смогли справиться более полумиллиона граждан, и еще 1,2 млн казахстанцам были списаны штрафы и пени.

«Вопрос неэффективного расходования бюджетных средств вызывал особую озабоченность общества. Отвечая этим запросам, Касым-Жомарт Токаев призвал оптимизировать расходы на всех этапах бюджетного планирования и объявил долгосрочный мораторий на приобретение дорогостоящего транспорта, мебели, проведение необоснованных имиджевых и консалтинговых трат», – перечисляет Асель Абен.

Эффективное использование Нацфонда также было одним из пунктов Послания. Глава государства ориентирует Правительство выдерживать политику постепенного снижения трансфертов.

Изучается целесообразность введения прогрессивной шкалы на индивидуальный подоходный налог, уравниваются зарплата и условия труда местных и иностранных рабочих, внедряется лестница доступности жилья, где определяющим фактором выступают доходы населения.

В условиях кризиса Касым-Жомарт Токаев поручает увеличить финансирование программы «Экономика простых вещей» до 1 трлн тенге, что позволяет многим предприятиям сохранить рабочие места и развиваться в непростых условиях спада.

«Ответом на все заявленные инициативы стали положительные показатели индикаторов социально-экономического развития. Итоги 2019 года зафиксировали рост ВВП с показателем в 4,5%. Положительная динамика отмечалась практически во всех основных секторах экономики. Экономический рост отразился и на доходах населения», – констатирует глава алматинского представительства КИСИ.

Антикризис в действии

Во второй год президентства Касым-Жомарта Токаева страна столкнулась с мировым коронакризисом. При этом Казахстан испытал двойной шок: вследствие падения мировых цен на нефть и остановки сектора услуг. Обнажились системные проблемы госуправления, наиболее явно – в здравоохранении. Потребовались беспрецедентные решительные действия.

Два пакета антикризисных мер общим объемом в 6,3 трлн тенге были направлены на поддержку населения, бизнеса, наиболее пострадавших секторов экономики. Асель Абен выделяет такие масштабные мероприятия, как реализация «Дорожной карты занятости» и программы «Экономика простых вещей», индексация соцвыплат и покрытие расходов, связанных с изменением курса иностранной валюты, поддержка медиков и предоставление льгот МСБ.

«В результате своевременно принятых антикризисных мер удалось избежать более глубокого падения экономики. По итогам 2020 года спад экономики Казахстана составил 2,3%, в то время как в России – более 3%, в Кыргызстане – около 8%, в США – 3,5%, в Германии – 5%», – приводит данные эксперт КИСИ.

Глобальные вызовы актуализировали взгляды, и в настоящее время Главой государства поставлена задача формирования нового курса экономической политики. Выстраивается новая модель госуправления.

Сокращение численности чиновников на 25% позволяет высвободить средства для повышения зарплат и мотивирования на более продуктивную работу.

Создано Агентство по стратегическому планированию и реформам и еще несколько новых структур с прямым подчинением Президенту. От объемных госпрограмм с большим количеством целевых индикаторов мы переходим к более конкретным и гибким нацпроектам.

В Послании 2020 года Глава государства отметил 7 принципов нового экономического курса, в числе которых справедливое распределение благ и обязанностей, ведущая роль частного предпринимательства, честная конкуренция, повышение сложности и технологичности экономики, развитие человеческого капитала. В Национальном плане развития РК до 2025 года определены 10 приоритетов и конкретные задачи по реализации каждого из них. Четко обозначены ответственные за результаты госорганы и конкретные целевые показатели по каждой области.

«В плане соцподдержки населения и справедливого распределения благ можно отметить реформы в пенсионной системе. С 1 января 2020 года Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка стало регулировать работу ЕНПФ. Президент инициировал возможность использования гражданами части пенсионных накоплений для приобретения жилья и на иные нужды. Это помогло уже многим решить жилищные проблемы», – говорит Асель Абен.

«Согласно текущей ситуации, антикризисные меры Правительства и Нацбанка оказывают позитивное воздействие на нивелирование влияния пандемии. МВФ также положительно оценивает государственные меры реагирования Казахстана на пандемию как решительные и своевременные», – поддерживает Айман Жусупова.

Два года президентства Касым-Жомарта Токаева были непростыми не только из-за транзита власти, который, как отмечают многие, реализован достаточно продуманно, но и из-за пандемии, сильно «ударившей» и по развивающимся, и по развитым странам.

Решение нынешних задач облегчается тем, что руководство страны сумело стабилизировать ситуацию и оптимально сочетает меры антикризисного и реформистского характера. В деятельности Президента очевидны и новые подходы, вызванные требованиями времени.

Президент показал себя эффективным управленцем, и, как отмечает Андрей Чеботарев, согласно социологическим исследованиям все больше и больше наращивает авторитет среди сограждан.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 449.58  486.94  4.86
Алматы 16.2°